Прямобочные шлицы

Прямобочные шлицы

Прямобочные шлицы.

Такие шлицы могут быть изготовлены фрезерованием червячными фрезами (рис. 582).

Прямобочные шлицевые соединения центрируют по наружному или внутреннему диаметру, или по боковым граням шлицев.

Наиболее точно и просто центрирование по наружному диаметру (рис. 583, а). Наружный диаметр шлицев шлифуют на круглошлифовальном станке. Сопряжение этого диаметра с обработанными протягиванием впадинами отверстия обеспечивает надежное центрирование.

Профили режущего зуба червячной фрезы при обработке шлицев

Входящие углы впадин отверстия и вала выполняют по радиусу r = (0,1—0,15)·Н, где Н — высота шлицев [H = 0,5·(D – d)]. На углах шлицев делают фаски под углом 45° с катетом f, несколько большим r.

Нецентрирующие диаметры выполняют: d1 — по Н11, d — не менее чем d1. По внутренней поверхности соединения остается зазор с, определяемый разностью этих полей допусков.

Центрирование шлицевых соединений

Центрирование по внутреннему диаметру (вид б) применяют, когда охватывающая деталь подвергается термообработке до твердости более HRC 40. Исправить неизбежную при термической обработке поводку и получить точную центрирующую поверхность можно только прошлифовкой внутреннего диаметра отверстия, а точные поверхности на валу — только шлифованием впадин между шлицами. Впадины шлифуют профильными кругами при продольной подаче (рис. 584, а). Обычно при этом прошлифовывают и боковые грани шлицев.

Схемы шлифования впадин и боковых граней шлицев

При шлифовании по схемам рис. 584, а, б для выхода кромок шлифовального круга во входящих углах впадин необходимы поднутряющие канавки, которые получают, придавая зубьям червячной фрезы образующие усики m (рис. 582, в). Размеры канавок определены ГОСТ 1139—80.

Канавки вызывают концентрацию напряжений у основания шлицев. Благоприятнее форма перехода по рис. 583, в, получаемая при шлифовании по схемам рис. 584, в, г.

Нецентрирующие диаметры выполняют: D1 — по Н12, D — по a11. По наружной поверхности соединения образуется зазор с, определяемый разностью этих полей допусков.

Центрирование по боковым граням шлицев (рис. 583, г) применяют:

а) в соединениях, требующих строгой прямолинейности и плоскостности боковых граней шлицев (например, в передвижных направляющих соединениях);

б) в соединениях, где насадная деталь нагревается при работе или подвергается растяжению действием центробежных сил (роторы), в результате чего размеры посадочного отверстия увеличиваются. Центрирование по боковым граням позволяет сохранить правильность посадки детали на вал.

Боковые грани шлицев вала обычно шлифуют. У основания шлицев предусматривают канавки (рис. 583, б, в).

Центрирование по боковым граням применимо только в тех случаях, когда ступица выполнена из материала твердостью менее HRC 40, т. е. когда протягивание может служить окончательной операцией обработки отверстия.

Диаметры выполняют: D1 — по Н12, D и d — по a11, d1 — по Н11. На наружной и внутренней поверхностях соединения образуются зазоры с (рис. 583, г), величина которых определяется разностью полей допусков.