Шлицевые соединения

Шлицевые соединения

Шлицевые соединения имеют значительные преимущества перед шпоночными по прочности, технологичности и точности.

Повышенная прочность шлицевых соединений обусловлена следующим: элементы, передающие крутящий момент (выступы на валу и в отверстии), выполнены как одно целое соответственно с валом и со стенками отверстия; число элементов, передающих крутящий момент, больше, а силы, действующие на элементы, соответственно меньше; концентрация напряжений у основания шлицев меньше, чем в пазах шпоночного соединения.

Шпонки обычно нуждаются в индивидуальной подгонке из-за неточности изготовления пазов («разбивание» пазов фрезой). Изготовление шлицевых соединений, будучи чисто машинной операцией, производительнее и, несмотря на необходимость применения специального инструмента, в конечном счете дешевле.

Современные методы обработки внутренних шлицев (протягивание; шлифование центрирующих поверхностей) и наружных шлицев (фрезерование червячными фрезами и строгание долбяками по методу обката; наружное протягивание; шлифование центрирующих поверхностей и рабочих граней шлицев) обеспечивает высокую точность и взаимозаменяемость шлицевых деталей.

В машиностроении применяют шлицы прямоугольного профиля (прямобочные) (рис. 581, а), эвольвентные (вид б), треугольные (вид в) и трапецеидальные (вид г).

Основные разновидности шлицев