Совместная обработка в сборе

Совместная обработка в сборе

Следует избегать совместной обработки в сборе, усложняющей и дробящей производственный поток и лишающей конструкции свойства взаимозаменяемости.

Исключение представляют случаи, когда совместная обработка представляет единственный способ обеспечения работоспособности конструкции. Так, в многоопорных коленчатых валах, установленных в картере, разъем по оси опор является непременным условием сборки, а совместная обработка постелей подшипников в сборе половин картеров — единственным способом обеспечить соосность опор. С разъемом в плоскости оси нередко выполняют корпуса роторных машин для удобства монтажа и демонтажа, и упрощения осмотра в эксплуатации.

В конструкции корпуса зубчатой передачи с разъемом по оси вала (рис. 522, а) требуется совместная обработка постелей и торцов подшипников. Половины корпусов на первом этапе должны быть обработаны окончательно по поверхностям стыка и зафиксированы одна относительно другой контрольными штифтами. Уплотнять стык прокладкой недопустимо; как правило, стыковые поверхности притирают одну к другой, причем конструкция лишается свойства взаимозаменяемости. На сборку можно подавать лишь попарно обработанные половины корпусов.

Сменить одну из половин корпуса в эксплуатации невозможно, так как при этом нарушаема цилиндричность постелей подшипников и совпадение их торцов.

Совместная обработка в сборе

В конструкции (б) с разъемом в плоскости, перпендикулярной к оси вала, возможна раздельная обработка частей корпуса. Изготовление корпуса упрощается. Конструкция взаимозаменяемая. На рис. 522, в изображен цилиндр роторного наполнителя, установленный на баке. Полости цилиндрам бака сообщаются перепускным отверстием m. В конструкции допущены две ошибки: 1) отверстие сверлится одновременно по фланце цилиндра и корпусе бака; 2) крышка 1, перекрывающая перепускные отверстия, установлена на стыке фланца цилиндра и стенки бака. Необходима совместная обработка отверстия и привалочной плоскости в сборе цилиндра с баком. Смена цилиндров в эксплуатации невозможна; совместное сверление отверстия в корпусе и цилиндре неосуществимо по конфигурации отверстия. Для обеспечения плоскостности привалочных поверхностей цилиндра и бака понадобилась бы совместная обработка напроход цилиндра и корпуса с уменьшением каждый раз высоты платика. Обработка этих поверхностей в приспособлении, обеспечивающем точное их совпадение, в ремонтных условиях неприемлема.

В целесообразной конструкции (г) отверстия в корпусе и цилиндре можно сверлить раздельно. Привалочная плоскость выполнена на стенке бака. Сменность цилиндров обеспечивается даже при рядовой точности обработки.