Устранение излишне точной обработки деталей

Устранение излишне точной обработки деталей

Применять размеры с допусками (посадочные размеры) нужно только в случае необходимости. Квалитет следует выбирать наинизший, допустимый условием взаимозаменяемости и условием надежной работы узла.

Поверхности, точность изготовления которых не влияет на работу узла в целом, следует изготовлять по более низким квалитетам, чем рабочие поверхности.

На рис. 504, а изображен узел установки вала на подшипниках качения. Посадочные поверхности под подшипники выполнены по H7.

С такой же точностью выполнены центрирующие поверхности промежуточных втулок 1, 2, 3 и корпуса канавочного уплотнения 4, тогда как без всякого ущерба для работоспособности узла можно назначить для этих поверхностей более грубые поля допусков Н8, h11 (вид б).

Устранение излишне точной обработки деталей

Нет оснований назначать классные размеры на внутренний диаметр корпуса уплотнения 4 и наружный диаметр втулки 3, поскольку между этими поверхностями имеется зазор, равный 0,5 мм на сторону. Эти размеры можно выполнять бет допусков.

При фиксации шарикового подшипника кольцами на валу и в корпусе (вид в, г) нет необходимости устанавливать стопорные кольца в канавки по посадке Н7/h6 и обрабатывать их по 6-му квалитету, так как плотность посадки колец и точность фиксации подшипника определяется только охватывающим размером 24Н8 между крайними торцами канавок и суммарной толщиной заключенных в этом промежутке охватываемых деталей (стопоры, кольцо подшипника). Для упрощения обработки целесообразно посадить стопорные кольца в канавки с осевым зазором ~0,3 мм (вид г).

Ни рис. 504, д показана осевая фиксация шарикового подшипника в корпусе с помощью щек 5. Для беззазорной фиксации торцы корпуса обработаны по 6-му квалитету в размер, равный ширине наружной обоймы подшипника (20h6). Изготовление узла можно упростить, обработав торцы корпуса без допуска и обеспечив беззазорную фиксацию с помощью калиброванного кольца 6 (вид е). Еще проще ширину корпуса уменьшить на 0,1—0,2 мм по сравнению с шириной подшипника (размер 19,8 на рис 504, ж). При затяжке крепежных болтов 7 щеки, упруго деформируясь, фиксируют подшипник в осевом направлении.