Бомбинирование

Бомбинирование роликов подшипников качения

Поверхности, работающие под нагрузкой в условиях линейного или плоскостного контакта, целесообразно выполнять слегка выпуклыми, что обеспечивает центральное приложение нагрузки и устраняет повышенные кромочные давления, возникающие из-за неточностей изготовления и монтажа. Этот прием, называемый бомбинированием, широко применяют для деталей, работающих под высокой нагрузкой в условиях качения или скольжения.

Необходимую степень выпуклости определяют по упругой деформации поверхности под нагрузкой с учетом возможных в системе перекосов или чаще экспериментально. Изготовляют несколько пробных деталей с различной степенью выпуклости, испытывают их под рабочей нагрузкой и по следам износа выбирают выпуклость, обеспечивающую наиболее благоприятное распределение нагрузки по поверхности. Обычно стрела выпуклости составляет несколько сотых миллиметра.

Бомбинирование ролика подшипника качения

На рис. 315 показано применение этого принципа для ролика подшипника качения. У ролика с острыми кромками (а) возникают повышенные кромочные давления, особенно при перекосе и внецентренном приложении нагрузки (б).

Снятие фасок на торцах (в) не исправляет положения; разница состоит в том, что краевая нагрузка приходится на тупой, а не на острый угол кромки. Введение галтелей (г) снижает кромочные давления, но и здесь при внецентренном приложении нагрузки возникает пик давления, хотя и меньший, чем в предыдущих случаях.

У частично бомбинированного ролика с цилиндрическим профилем на участке n и плавно скругленными торцами (д) эпюр давлений имеет еще более пологий характер. Полностью бомбинированная конструкция бочкообразного ролика (е) обеспечивает наиболее благоприятное распределение нагрузки при перекосах (ж).

Кулачковый привод цилиндрического толкателя

На рис. 316 показан кулачковый привод цилиндрического толкателя. Острые кромки на поверхностях контакта (a) недопустимы. По меньшей мере необходимо округление торцов (б). В конструкции (в) кулачок бомбинирован. Технологически проще придать выпуклую форму рабочей поверхности толкателя (г). В конструкции (д) бомбиниронана направляющая поверхность толкателя. При внецентренном нагружении толкатель в известных пределах самоустанавливается с сохранением более или менее равномерного контакта на рабочих поверхностях. Другой способ обеспечения самоустанавливаемости заключается в придании направляющей поверхности толкателя небольшой конусности (е).

При бомбинировании зубьям обоих колес (или одного из парных колес) придают бочкообразную форму

При бомбинировании зубьям обоих колес (или одного из парных колес) придают бочкообразную форму (рис. 317). При твердости зуба HRC < 40—45 эту форму получают шевингованием на станке с качающимся столом. При шлифовании твердых зубьев тарельчатыми абразивными кругами (метод образующей рейки) такую поверхность можно получить периодическим сближением заготовки с абразивными кругами или покачиванием стола в плоскости передачи.

Технологические способы бомбинирования

При бомбинировании плоских и цилиндрических поверхностей во избежание сложной профильной обработки применяют метод предварительной упругой деформации детали. На рис. 318, (а—г) показано применение этого способа для придания слабосферической формы рабочей поверхности тарелки толкателя. При чистовой обработке стержень толкателя затягивают в цилиндрической оправке, в результате чего тарелка прогибается, принимая форму, показанную в увеличенном виде на рис. 318, б. После этого рабочую поверхность шлифуют по плоскости. При снятии оправки тарелка расправляется, принимая слегка выпуклую сферическую форму (рис. 318, г). Степень выпуклости регулируют силой затяжки толкателя в оправке. На рис. 318, (д—з) показан аналогичный прием бомбинирования ролика.

Другой способ основан на приложении к готовой детали строго определенной нагрузки, вызывающей необходимые остаточные деформации.