Буртики

Буртик

Буртики (рис. 345) применяют для упора деталей в неподвижных соединениях и для ограничения осевого перемещения деталей в подвижных сочленениях. Наиболее рациональны буртики с формой равного сопротивления изгибу, обладающие наименьшей массой и простые в изготовлении. Нерабочую поверхность буртика целесообразно выполнять под углом 45° так, чтобы ее можно было обработать проходным резцом с обычным значением главного угла в плане 45°. Изготовление фасонных буртиков затруднительнее.

Формы буртиков

Высоту буртиков следует сокращать до минимума, допускаемого конструктивными условиями. Чем выше буртик, тем больше отход металла в стружку и трудоемкость изготовления.

В узле (рис. 346, а) установки зубчатого колеса буртик 1 служит для затяжки оси в корпус и фиксации колеса в осевом направлении; последнее обстоятельство предопределяет большую высоту буртика. Замена буртика подкладной шайбой 2, опирающейся на невысокий заплечик, резко снижает трудоемкость изготовления оси (рис. 346, б).

Уменьшение высоты буртика

На рис. 347 приведен обзор способов уменьшения высоты буртиков и полной их замены (для случая неподвижных соединений). В конструкциях (б—г) насадная деталь затягивается на промежуточную шайбу, упирающуюся в заплечик или буртик уменьшенной высоты.

В неподвижных соединениях (д) буртик часто заменяют кольцевыми стопорами прямоугольного сечения. Прочность узла (е) можно повысить заключением кольца в цилиндрическую выточку на детали или в промежуточной шайбе (ж), предупреждающую раскрывание и выход кольца из канавки. Силовой упор обеспечивают кольцевые стопоры круглого сечения, охватываемые конической выточкой на детали или в промежуточной шайбе (рис. 347, з—к).

Для легкоразбираемых соединений применяют полукольца, заводимые в канавки на валу и фиксируемые конической или цилиндрической выточкой в затягиваемой детали (рис. 347, л, м).

В конструкции (н) охватывающее кольцо 1 зафиксировано на полукольцах 2 с помощью пружинного кольцевого стопора 3. Соединение разбирают вручную сдвигом кольца в осевом направлении.

В конструкциях (о, п) буртик образован зачеканкой кольца из пластичного металла в выточку на валу.

Зачеканку производят на ротационно-ковочных машинах; после зачеканки кольцо обрабатывают совместно с валом.

Уменьшение высоты буртика и их замена

В конструкции (р) упор создается коническим бронзовым кольцом, посаженным по Н7/h6 на гладкий вал. При тангенсе угла конуса tg α < f (где f — коэффициент трения) конструкция обеспечивает надежную осевую фиксацию насадной детали за счет сил трения, возникающих между кольцом и валом. При минимальном, встречающемся в эксплуатационных условиях значении f = 0,05, α = 3°. Конструкция допускает регулировку осевого положения насадной детали.

Если необходима установка в строго определенном положении, то кольцо упирают в буртик вала, высота которого может быть очень незначительной, так как основной упор по-прежнему создается силами трения (рис. 347, с).

Следует отметить, что все посадки упорных колец в канавки ослабляют вал и не рекомендуются для соединений, подверженных высоким циклическим нагрузкам. В отдельных случаях можно ликвидировать ослабление утолщением вала на участке расположения канавки.

Связанные материалы