Осевая фиксация деталей

Осевая фиксация деталей

Детали следует фиксировать в осевом направлении только в одной точке, предусматривая возможность самоустановки детали по остальной ее длине. Если, например, палец зафиксирован врезными винтами в двух опорах (рис. 323, а), то при тепловом изменении размеров в узле возникают лишние напряжения. В правильной конструкции (б) закреплен только один конец пальца; противоположный конец может перемещаться в опоре. В ошибочной конструкции в зубчатой передаче с шевронным зубом колеса зафиксированы в осевом направлении дважды — зубом и упором в торцы подшипников. Добиться совпадения фиксирующих баз практически невозможно. Ошибку можно исправить, предусмотрев зазоры s, допускающие самоустановку одного из пары колес по зубу (конструкция г).

В узле установки вала зубчатого колеса в подшипниках скольжения вал зафиксирован в двух точках, находящихся на большом расстоянии одна от другой (конструкция д). Точная фиксация в данном случае невозможна, так как во избежание заклинивания опорных поверхностей при тепловом расширении корпуса, а также с учетом неточностей изготовления и монтажа необходим большой зазор между фиксирующими поверхностями.

Осевая фиксация деталей

Несколько улучшает конструкцию сближение фиксирующих поверхностей (конструкция e). В правильных конструкциях (ж, з) вал зафиксирован на коротком участке; противоположный конец вала самоустанавливается в опоре.

На свободных участках деталей следует предусматривать запасы на самоустановку и производственные отклонения размеров.

Разберем случай установки вала в корпусе на подшипниках качения.

В конструкции на рис. 324, а осевые размеры, определяющие взаимное положение вала, подшипников и корпуса, даны по номиналу. В конструкции (б) предусмотрены запасы: m — на посадочной поверхности корпуса под «плавающий» подшипник; h — на посадочной поверхности корпуса относительно фиксирующих кольцевых стопоров; k — в резьбе под гайку; n — на посадочной поверхности вала под «плавающий» подшипник.

Запасы на посадочных поверхностях

Запасы устанавливают расчетом размерных цепей и тепловых деформаций системы. Наибольшие запасы следует предусматривать на участках сопряжения с черными литыми поверхностями, где колебания размеров особенно велики (для отливок средних размеров к средней точности литья запасы назначают в пределах 3—4 мм).