Разгрузка точных механизмов

Разгрузка точных механизмов

Точные подвижные соединения и механизмы следует разгружать от лишних сил, могущих вызвать повышенный износ или нарушить правильную работу механизма. Рабочие поверхности следует оберегать от действия посторонних сил и неосторожного обращения в эксплуатации.

В коническом пробковом кране с рукояткой, установленной непосредственно на хвостовике пробки (рис. 333, а), силу поворота воспринимают притертые поверхности крана; случайные удары по рукоятке могут повредить уплотняющие поверхности. Неумелый оператор может при повороте крана оттянуть рукоятку на себя и нарушить герметичность посадки. Самоцентрирование пробки в коническом гнезде затруднено одновременным центрированием хвостовика в крышке крана.

В конструкции (б) приводной валик с рукояткой установлен в отдельном корпусе и связан с пробкой шлицами. Пробка разгружена от действия внешних сил и имеет возможность самоцентрироваться в гнезде.

В конструкцию введено дополнительное усовершенствование — регулировка осевого положения пробки нажимным винтом 1. При первоначальной установке винт отвертывают, и пробка под действием пружины плотно садится в гнездо. Затем винт подвертывают, слегка приподнимая пробку. Герметичность при этом почти не нарушается, зато поворот крана значительно облегчается. По мере износа пробки регулировку повторяют.

Разгрузка механизмов от побочных сил

В плоском торцовом золотнике (в) можно неосторожным нажимом на рукоятку отодвинуть золотник от уплотняемой поверхности и нарушить герметичность Разобщение приводного валика и золотника (г) устраняет этот недостаток.

В узле распределительного золотника (д) приводимого в движение кулачком, силы привода от кулачка воспринимают точные притертые поверхности золотника. В эксплуатации эти поверхности изнашиваются. В целесообразной конструкции (е) силы привода воспринимает отдельный толкатель. Золотник разгружен от поперечных сил. Дополнительное усовершенствование — установка нажимной пружины на сферическом шарнире — уменьшает силу поворота золотника и способствует равномерному распределению нажимной силы на уплотняющую поверхность.

В конструкции (ж) привода клапана двигателя внутреннего сгорания кулачок действует непосредственно на тарелку, ввернутую в полый шток клапана. При открытии клапана, когда кулачок набегает на тарелку, клапан перекашивается (в пределах зазора в направляющей); уплотняющая фаска головки, отходя от седла, приоткрывает узкую серповидную щель. Это особенно опасно для выпускных клапанов; струя горячих газов, устремляясь в щель, вызывает одностороннюю эрозию и обгорание клапана. При закрытии клапана, когда кулачок сбегает с тарелки, клапан садится па седло боком. Происходит односторонний износ уплотняющей фаски клапана и седла.

В конструкции (з) поперечные составляющие сил воспринимает промежуточный стакан 2. На клапан действует только осевая, центрально приложенная сила. Увеличение масс поступательно-возвратно движущихся частей в этой конструкции ограничивает быстроходность двигателя. Этот недостаток устранен в конструкции (и), где клапан приводится через промежуточный рычаг 3. Клапан не полностью (как в конструкции з), но в значительной мере разгружен от поперечных сил.