Сменность изнашивающихся деталей

Сменность изнашивающихся деталей

Трущиеся и подверженные износу части целесообразно выполнять в виде отдельных легкосменяемых деталей. Для изготовления деталей в этом случае можно применять материалы со специальными свойствами, какими не обладает основной материал детали.

Ошибочна установка клапана двигателя внутреннего сгорания непосредственно в чугунной головке (рис. 330, а). Целесообразно установить клапан в направляющей втулке, выполненной из материала повышенной износостойкости, и ввести съемное седло из материала высокой жаропрочности (рис. 330, б).

На рис. 330, в показана неправильная конструкция уплотнения с разрезными пружинными кольцами, установленными в канавках на валу и работающими наружными цилиндрическими поверхностями по корпусу. При износе канавок и отверстия приходится выбрасывать дорогостоящие детали (вал и корпус). В правильной конструкции (г) кольца смонтированы в съемной втулке и работают по гильзе из материала повышенной твердости.

Сменность изнашивающихся деталей

При установке подшипника качения в корпусной детали (д) из легкого сплава посадочное отверстие быстро сминается в эксплуатации. Увеличение размера отверстия при механической обработке выводит в брак всю корпусную деталь. В правильной конструкции (е) подшипник установлен на промежуточной втулке из твердого материала, что уменьшает износ посадочного отверстия и допускает исправление брака механической обработки корпуса.

На рис. 330, ж приведен пример Т-образного паза, проделанного в корпусе чугунной станины. Для удобства обработки, увеличения долговечности и возможности замены выгоднее направляющую выполнить отдельно из твердого материала и укрепить на станине, зафиксировав ее, например, пазом (рис. 330, з).

В стальной тяге (рис. 330, и) с внутренней резьбой под ходовой винт для надежности действия резьбовой пары целесообразно ввести бронзовую втулку (рис. 330, к), обладающую антифрикционными свойствами и легко сменяемую в случае износа.

Конструкция (л) блочного двигателя водяного охлаждения с цилиндрами, выполненными как одно целое с отливкой блока, нецелесообразна. Получить качественную поверхность зеркала цилиндров в большой отливке затруднительно. На стенках цилиндров возможны дефекты (раковины, пористость, сыпь), вскрываемые иногда лишь на заключительных операциях механической обработки. Брак одного цилиндра влечет за собой непоправимый или трудно исправимый брак всего блока. Повышенный износ одного из цилиндров в эксплуатации выводит из строя всю дорогостоящую деталь.

Правильное решение заключается в применении вставных гильз (рис. 330, м). Наиболее целесообразна конструкция (н) с «мокрыми» гильзами (непосредственно омываемыми водой). Эта система дает существенные дополнительные выгоды — упрощение отливки, уменьшение массы блока, улучшение охлаждения цилиндров.