Точность взаимного расположения деталей

Точность взаимного расположения деталей

Детали, нуждающиеся в точной взаимной фиксации, предпочтительно устанавливать в одном корпусе при минимальном числе переходных сопряжений и посадок. В качестве промера приведем узел редукционного клапана (рис. 331, а). Наиболее важное, определяющее надежность работы узла сопряжение конической фаски клапана с гнездом осуществляется через ряд переходных сопряжений, каждое из которых является источником неточностей. Эти сопряжения следующие:

  • посадка H7/g6 между штоком 1 клапана и направляющей в гулкой 2;
  • посадка Н7/r6 между втулкой 2 и крышкой 3;
  • посадка Н7/n6 между крышкой 3 и корпусом 4;
  • посадка Н7/r6 между седлом 5 клапана и корпусом 4.

Конструкция требует соблюдения строгой соосности следующих элементов:

  • в клапане — направляющей поверхности клана па и фаски тарелки;
  • во втулке — отверстия и посадочной поверхности;
  • в крышке — отверстия и центрирующего буртика;
  • в корпусе — центрирующего отверстия под крышку и отверстия под седло;
  • в седле — фаски и посадочной поверхности.

Редукционный клапан

При притирке по седлу клапан центрируется в направляющей втулке 2. Достигнутая герметичность нарушается при переборках в результате смещения крышки 3 относительно корпуса 4.

В рациональной конструкции 6 клапан центрирован непосредственно в седле. Точность направления клапана определяется только одним сопряжением — посадкой H7/g6 между направляющим хвостовиком 6 клапана и седлом 7. Для обеспечения правильной работы необходимо соблюсти соосность только следующих элементов:

  • в клапане — направляющей поверхности хвостовика и фаски;
  • в седле — фаски и посадочной поверхности.

Все остальные элементы узла можно выполнить с пониженной точностью. При притирке клапан центрируется в седле; переборки узла не влияют на достигнутую герметичность.

Изготовление угловой передачи с колесами, смонтированными в разных корпусах 1 и 2 (рис. 332, а), затруднительно. Стыковые поверхности корпусов должны быть обработаны строго параллельно оси малого колеса и перпендикулярно к оси большого. Тем не менее точность установки нарушается при затяжке прокладки на стыке. Другим недостатком является невозможность осмотра колес в сборе. Осевое их положение можно отрегулировать только по краске с несколькими повторными пробами, каждый раз с демонтажем большого колеса.

Угловая передача

Точность регулировки нарушается при переборках в результате неодинаковой затяжки прокладки.

При установке колес в одном корпусе (рис. 332, б) точность их расположения не нарушается при монтаже и переборках. Колеса доступны для проверки в сборе. Регулировка зацепления упрощается.