Безобойменная установка подшипников

(60)

Безобойменная установка подшипников

Для сокращения радиальных размеров и массы конструкции устраняют одну из обойм стандартных подшипников, выполняя беговые дорожки непосредственно на деталях (рис. 812, а—в).

Чаще всего этот прием используют для подшипников с цилиндрическими роликами, так как обрабатывать цилиндрические беговые дорожки на деталях сравнительно просто.

В некоторых случаях выполняют обе дорожки на деталях, заимствуя от стандартного подшипника только набор роликов с сепаратором (виды г, д).

Нередко применяют бессепараторную установку (вид е). Подшипники этого типа работают удовлетворительно, но с повышенным тепловыделением в результате трения роликов друг о друга.

Поверхности беговых дорожек должны быть закалены до твердости HRC 62—65 и обработаны по 5 и 6-му квалитету с параметрами шероховатости Rа не выше 0,04 мкм; стандартные для подшипников качения радиальные и торцовые зазоры должны быть выдержаны.

Безобойменная установка подшипников

Детали, на которых выполняют беговые дорожки, обычно делают из конструкционных сталей, а необходимую поверхностную твердость придают цементацией, закалкой с нагревом ТВЧ или азотированием.

Для цементуемых и цианируемых деталей применяют малоуглеродистые легированные стали 20Х, 18ХГТ, 12ХНЗА, 20Х2Н4А; для деталей, обрабатываемых с нагревом ТВЧ, хромистые стали с 0,8—1% С; для азотируемых деталей — стали 38Х2МЮА.

Безобойменную установку шариковых подшипников применяют реже из-за сложности изготовления профильных беговых дорожек и затруднительности сборки шариков. Такие конструкции используют для неответственных подшипников, придавая беговым дорожкам упрощенную форму. В шариковом подшипнике вспомогательного привода (вид ж) обоймы выполнены штампованием из листовой стали и подвергнуты цианированию. Поверхность беговых дорожек прошлифована по цилиндру и плоскости.

На рис. 813 показаны примеры безобойменной и бессепараторной установки роликовых подшипников в узлах зубчатых передач.

Безобойменная и бессепараторная установка подшипников

Приводим сортамент стандартных цилиндрических роликов: d = l = 5; 6,5; 7,5; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 17; 18; 20; 22; 23; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40.

Допуски на диаметры роликов от –4 до +16 мкм. При бессепараторной установке необходимо группировать ролики с отклонением размеров в комплекте не более указанных к таблице.

При бессепараторной установке необходимо группировать ролики с отклонением размеров в комплекте