Конические роликовые подшипники

Конические роликовые подшипники

Конические роликовые подшипники применяют в парной установке с затяжкой внутренних обойм по схеме X (рис. 781, а), реже — наружных обойм по схеме О (вид б).

При правильном натяге подшипники этого типа могут нести большие радиальные и осевые нагрузки при умеренных частотах вращения. Ввиду отсутствия зазоров между телами качения и беговыми дорожками конические роликовые подшипники хорошо выдерживают ударные нагрузки, что обусловливает их применение в тяжелонагруженных узлах (ступицы автомобильных колес, буксы вагонных осей, валы прокатных станов). В опорах, где преобладают радиальные нагрузки, применяют подшипники с центральным углом конуса 15—25°, а при повышенных осевых нагрузках — с углом 30—60°.

Схемы установки конических роликовых подшипников

Приемы регулирования натяга конических роликовых подшипников показаны на рис. 782, а—г (схема Х) и д—и (схема О).

Регулирование натяга с помощью мерных шайб 1, устанавливаемых за обоймами (виды а, б, д), требующее демонтажа переднего подшипника, применяют только в узлах, не нуждающихся в частой регулировке (легкие условия работы, подшипники с большим углом конуса).

Схемы регулирования натяга конических роликовых подшипников

В конструкции (е) с регулировочными шайбами 2, устанавливаемыми перед обоймами или под затяжными крышками (вид ж), для регулирования достаточно снять крышки.

В узлах, где требуется периодическая подтяжка, применяют затяжку внутренних (вид в) или наружных (вид з) обойм с помощью кольцевых гаек.

Силу затяжки обычно контролируют по легкости вращения. При необходимости бесступенчатого регулирования гайки стопорят контргайками. Достаточно тонкую регулировку обеспечивает стопорение лепестковыми шайбами, отличающееся большей надежностью.

Конструкция (и) с центральным регулировочным (пломбируемым) болтом 3 допускает регулирование без демонтажа узла.

На виде (г) показана система пружинного натяга по схеме рис. 780, в, обеспечивающая длительную работу узла без подтяжки.

Недопустимо использовать затяжку подшипников для крепления на валу деталей на центрирующих или переходных посадках (рис. 783). В ошибочной конструкции (а) зубчатое колесо затягивается на валу крышкой 1 через правый подшипник. Если натяг выбрать из условия силовой затяжки зубчатого колеса, то подшипники будут защемлены. Умеренный натяг, необходимый для создания в подшипниках предварительного натяга, недостаточен для затяжки зубчатого колеса.

Системы затяжки

В правильной конструкции (б) зубчатое колесо подвергается силовой затяжке с помощью гайки 2; предварительный натяг подшипников создается крышкой 3.

В конструкции с установкой подшипников по схеме X (вид в) колесо затягивается гайкой 4, натяг осуществляется гайкой 5.

При проектировании углов с коническими роликовыми подшипниками следует иметь в виду, что сепараторы роликов выступают за пределы наружной обоймы на величины m и n (рис. 784, а).

Выступание сепаратора в конических роликовых подшипниках

Величина m обычно не имеет значения; величину n следует учитывать при установке смежных с подшипником деталей, например, маслоотражательных дисков 1, кольцевых гаек 2 (вид б), правых подшипников (вид в).

Величины m и n приводятся в каталогах.

Как правило, смежная с подшипником деталь должна отстоять от торца наружной обоймы на величину b = 4—5 мм (в крупных подшипниках b = 5—8 мм).

Для предупреждения касания цилиндрических поверхностей смежных деталей о края сепаратора (величины s, t) высота h цилиндрических поверхностей (рис. 784, б) не должна превышать 0,1(D—d).