Концентричная установка подшипников качения

(60)

Концентричная установка подшипников качения

При концентричном расположении подшипников целесообразно:

1) располагать подшипники по возможности в одной плоскости;

2) избегать консольной установки подшипников;

3) обеспечивать максимальную соосность сопряженных посадочных поверхностей.

В конструкции по рис. 807, а правый вал установлен в корпусе на двух шариковых подшипниках, левый на одном шариковом подшипнике. Хвостовик левого вала оперт в шариковом подшипнике, расположенном в удлиненном конце правого вала.

Концентричная установка подшипников качения

Ошибочность конструкции заключается в том, что дополнительная опора левого вала установлена в консоли. Неизбежная из-за неточностей изготовления и монтажа несоосность посадочных поверхностей хвостовика и консоли вызывает биение хвостовика, которое приводит к быстрой разработке основного (левого) подшипника вала и ухудшает работу зубчатого колеса, расположенного на валу.

В конструкции (б) вспомогательная опора левого вала расположена посередине между подшипниками правого вала, что сводит к минимуму биение. Увеличение расстояния между опорами левого вала улучшает его устойчивость. Дополнительная нагрузка, передаваемая хвостовиком опорам правого вала, уменьшается.

Для сокращения осевых размеров можно установить каждый из двух валов на одном главном и одном вспомогательном подшипнике.

В конструкции (в) допущена ошибка: вспомогательная опора хвостовика левого вала, которая должна одновременно служить вспомогательной опорой правого вала, удалена от главных опор. Нежесткость опоры делает ее фиктивной. Нагрузку несут только главные подшипники, работая в самых неблагоприятных условиях — на перекос.

В конструкции (г) вспомогательная опора левого вала расположена непосредственно под главной опорой правого, а вспомогательная опора правого вала (игольчатый подшипник) — в непосредственной близости к главной опоре левого. Положение валов становится устойчивым. Осевые размеры установки могут быть значительно сокращены.

Во всех случаях концентричной установки следует технологически обеспечивать максимально достижимую соосность посадочных поверхностей. Например, в конструкции (г) необходимо обеспечить соосность поверхностей a и b в корпусах; с, d, е на левом валу; n, m, k — на правом.

Следует учитывать направление вращения валов. При вращении валов в разные стороны фактическая частота вращения вспомогательных подшипников равна сумме, а при вращении в одну сторону — разности частот вращения валов.