Подшипники качения имеют следующие преимущества по сравнению с подшипниками скольжения:
- более точное центрирование вала;
- низкий коэффициент трения;
- малая зависимость коэффициента трения от режима работы;
- небольшие моменты сопротивления в пусковые периоды;
- небольшие осевые размеры;
- способность работать при малом расходе масла;
- способность работать в широком температурном диапазоне — от температур, близких к абсолютному нулю, до 500—600°С (при изготовлении подшипников из специальных сплавов и применении специальных смазок);
- способность работать в вакууме.
Недостатки подшипников качения:
- большие радиальные размеры и масса, высокая стоимость;
- жесткость работы, отсутствие демпфирования колебаний нагрузки;
- шум во время работы, обусловленный погрешностями формы;
- сложность установки и монтажа подшипниковых узлов;
- повышенная чувствительность к неточностям установки;
- невозможность разъема подшипника в меридиональной плоскости;
- металлический контакт между телами качения и обоймами.
Долговечность подшипников качения определяется числом циклов нагружения, которое может выдержать материал подшипника при данной нагрузке, и, следовательно, зависит от частоты вращения подшипника. Долговечность резко падает с увеличением нагрузки (у подшипников скольжения с жидкостной смазкой долговечность не зависит ни от частоты вращения, ни от нагрузки).
Типичные формы тел качения показаны на рис. 756.