Посадки подшипников качения

Посадки подшипников качения

Посадки подшипников качения

Подшипники качения устанавливают на валу по системе отверстия, а в корпусе — по системе вала.

При назначении посадок необходимо учитывать:

1) тип подшипника;

2) частоту вращения;

3) нагрузку на подшипник (постоянная или переменная по значению и направлению, спокойная или ударная);

4) жесткость вала и корпуса;

5) характер температурных деформаций системы (увеличение или уменьшение плотности посадки при рабочих температурах);

6) способ крепления подшипника (с затяжкой или без затяжки);

7) удобство монтажа и демонтажа.

Как правило, посадки должны быть тем плотнее, чем тяжелее условия работы, т. е. чем больше нагрузка, диапазон ее колебаний, скорость изменения и степень ударности нагрузки.

Посадки с натягом предупреждают проворачивание обойм на посадочных поверхностях, смятие, разбиение и фрикционную коррозию поверхностей.

Проворачивание обойм происходит в результате уменьшения трения между обоймой и посадочной поверхностью вследствие вибраций, сминания микронеровностей посадочных поверхностей под нагрузкой, и также расширения корпусов при нагреве.

Однако большие натяги усложняют монтаж и демонтаж подшипников, увеличивают напряжения в обоймах и могут вызвать защемление тел качения и перегрев подшипника.

Целесообразнее подвергать тяжелонагруженные обоймы осевой затяжке, которая исключает перенапряжение подшипников и облегчает их установку, освобождая от необходимости монтировать и демонтировать подшипники с приложением значительных сил; поэтому во всех случаях, когда допускает конструкция, следует вводить затяжку тяжелонагруженных обойм с применением посадок с минимальным зазором или переходных посадок, а посадки с натягами применять только в тех случаях, когда силовая затяжка неосуществима по конструктивным условиям.

Работоспособность тяжелонагруженных подшипниковых узлов можно также повысить увеличением твердости посадочных поверхностей.

Валы следует термически обрабатывать на твердость > HRC 35—40. В тяжелонагруженных опорах валы подвергают цементации с закалкой или поверхностной закалке с нагревом ТВЧ до твердости HRC 55—58 с последующим упрочняющим накатыванием.

Для предупреждения фрикционной коррозии поверхность вала целесообразно покрывать медью, бронзой или латунью.

В корпусах из мягких сплавов подшипники следует устанавливать в термически обработанных стальных гильзах.

Большое значение имеют шероховатость и точность обработки посадочных поверхностей. Сминание микронеровностей, остающихся при обработке, вызывает быструю потерю первоначальных натягов и увеличение зазоров.

При назначении отклонений и допусков формы и расположения поверхностей, а также шероховатости поверхностей валов и отверстий корпусов можно руководствоваться данными табл. 47—50.

Рекомендуемые поля допусков для посадки подшипников

Рекомендуемые поля допусков для посадки подшипников

Рекомендуемые поля допусков для посадки подшипников

Рекомендуемые поля допусков для посадки подшипников

Торцовое биение заплечиков подшипников качения

Допуски формы поверхностей валов и отверстий корпусов

Шероховатость поверхностей посадки подшипников