В табл. 46 приведены примеры типовых подшипниковых узлов.
![]() |
Установка шариковых подшипников; фиксация вала крышками с двух сторон. Подшипники могут быть установлены с осевым зазором или натягом (регулируется прокладкой 1). Схема допустима при небольшом расстоянии между опорами в корпусах, выполненных из чугуна или стали. |
![]() |
Установка шариковых подшипников с фиксацией вала кольцевыми стопорами 2, 3. Подшипники могут быть установлены с зазором или натягом (регулируется шайбой 4). Схема применима при тех же условиях, что и предыдущая. |
![]() |
Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника стопорным кольцом 5 и крышкой. Второй подшипник «плавает» в корпусе. Схема применима при значительных расстояниях между подшипниками и при любом материале корпуса. Фиксированный подшипник может быть установлен с осевым зазором или плотно (регулируется прокладкой 6). |
![]() |
Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника стопорным кольцом и крышкой. Второй подшипник „плавает” на валу. |
![]() |
Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника промежуточной гильзой 7 и крышкой. Второй подшипник плавает в корпусе. |
![]() |
Установка шариковых подшипников в корпусе из легкого сплава с применением промежуточных гильз. |
![]() |
Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника разрезным пружинным кольцом 8, установленным в наружной обойме. Второй подшипник „плавает” в корпусе. |
![]() |
Установка шариковых подшипников с маслоотражательными дисками. В остальном конструкция аналогична предыдущей. |
![]() |
Установка шариковых подшипников с фиксацией спаренными подшипниками, затянутыми на кольцевой стопор 8. Спаренные подшипники могут быть установлены с предварительным натягом (регулируется шайбой 9). |
![]() |
«Плавающая» установка шариковых подшипников. Вал фиксируется в осевом направлении зубьями шевронного колеса. Вал парной шевронной шестерни зафиксирован. |
![]() |
Установка шариковых подшипников в разъемном корпусе (радиальная сборка) с фиксацией правого подшипника выточкой в корпусе. Левый подшипник „плавает” в корпусе. |
![]() |
Установка шариковых подшипников в разъемном корпусе с фиксацией правого подшипника закладной крышкой и диском масляного уплотнения. Левый подшипник „плавает” в корпусе. |
![]() |
Установка сферических двухрядных шариковых подшипников. Правый подшипник зафиксирован крышками, левый „плавает” в корпусе. Схема применяется при установке подшипников в различных корпусах, а также при возможности упругих деформаций вала. |
![]() |
Установка роликовых подшипников с фиксацией их крышками с обеих сторон. Схема допустима при небольших расстояниях между опорами и в корпусах, выполненных из чугуна или стали. Во избежание перетяжки подшипников должен быть предусмотрен зазор s. Узел может нести лишь незначительные осевые нагрузки. |
![]() |
Установка роликовых подшипников с фиксацией правого подшипника стопорным кольцом 10 и крышкой. Фиксирующий подшипник имеет буртики на наружной и внутренней обоймах. Во втором подшипнике обеспечена свобода осевого перемещения роликов на наружной обойме. Схема применима при небольшом расстоянии между опорами. |
![]() |
Установка роликовых подшипников с отъемными буртиками на внутренних обоймах. Правый подшипник зафиксирован кольцевым стопором и крышкой, левый „плавает” наружной обоймой в корпусе. Конструкция обеспечивает больший диапазон осевых перемещений, чем предыдущая. |
![]() |
Установка радиально-упорных подшипников с затяжкой наружных обойм с помощью крышки с регулировочной прокладкой 11. Схема допустима при небольших расстояниях между опорами и в чугунных и стальных корпусах. |
![]() |
Установка радиально-упорных подшипников с затяжкой внутренних обойм на регулировочную шайбу 12. По характеристикам конструкция аналогична предыдущей. |
![]() |
Установка трех радиально-упорных подшипников (при повышенной односторонней осевой нагрузке). Правая сдвоенная опора несет осевую нагрузку; левый подшипник — замыкающий. Схема применима при небольших расстояниях между опорами. |
![]() |
Комбинированная установка сдвоенных радиально-упорных подшипников в фиксирующем узле с „плавающим" шариковым подшипником на противоположной стороне. Затяжка радиально-упорных подшипников регулируется шайбой 13. Схема применима при значительных расстояниях между опорами. |
![]() |
Установка конических роликовых подшипников с затяжкой наружных обойм через прокладку 14 (схема О). Конструкция допустима при небольших расстояниях между опорами и в чугунных и стальных корпусах. Узел может нести значительные радиальные и осевые нагрузки в обоих направлениях. |
![]() |
Установка конических роликовых подшипников с затяжкой внутренних обойм (схема X). Обеспечивается более жесткая установка вала, чем в предыдущей конструкции. Затяжку нужно производить нормированной силой. |
![]() |
Комбинированная установка спаренных конических подшипников в фиксирующем узле и плавающего роликового подшипника. Затяжка конических подшипников регулируется шайбой 15. Схема рекомендуется при значительном расстоянии между опорами, больших осевых нагрузках и при необходимости точной осевой фиксации вала. |
![]() |
Установка на дуплексных конических роликовых подшипниках. Правая опора фиксирующая, левая — „плавающая”. Узел может нести большие радиальные и осевые нагрузки. |
![]() |
Комбинированная установка радиальных шариковых подшипников и упорного шарикового подшипника (при односторонней осевой нагрузке). Затор в упорном подшипнике регулируется прокладкой 16. Радиальные подшипники „плавающие”. |
![]() |
Комбинированная установка радиальных шариковых подшипников и двустороннего упорного шарикового подшипника (схема применяется при повышенных осевых нагрузках, действующих в обоих направлениях). Затор в упорном подшипнике регулируется прокладкой 17. Радиальные подшипники „плавающие”. |
![]() |
Установка роликовых подшипников. Осевые нагрузки (двусторонние) воспринимаются шариковым подшипником, разгруженным от радиальных сил. |
![]() |
Установка игольчатых подшипников. Фиксация вала и восприятие осевых нагрузок — разгруженным радиальным шариковым подшипником. |
![]() |
Установка самоустанавливающихся роликовых подшипников. Осевая нагрузка воспринимается упорным шариковым подшипником, установленным на сферической шайбе. Центры сфер ближайшего самоустанавливающегося подшипника и шайбы совпадают. |
![]() |
Установка роликовых подшипников широкой серии. Осевые нагрузки воспринимаются упорными роликовыми подшипниками. Схема рассчитана на восприятие больших радиальных и осевых нагрузок при малой частоте вращения. |