Типовые подшипниковые узлы

В табл. 46 приведены примеры типовых подшипниковых узлов.

 

 

 

 

Таблица 46. Типовые подшипниковые узлы
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников; фиксация вала крышками с двух сторон.
Подшипники могут быть установлены с осевым зазором или натягом (регулируется прокладкой 1).
Схема допустима при небольшом расстоянии между опорами в корпусах, выполненных из чугуна или стали.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников с фиксацией вала кольцевыми стопорами 2, 3.
Подшипники могут быть установлены с зазором или натягом (регулируется шайбой 4).
Схема применима при тех же условиях, что и предыдущая.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника стопорным кольцом 5 и крышкой. Второй подшипник «плавает» в корпусе.
Схема применима при значительных расстояниях между подшипниками и при любом материале корпуса.
Фиксированный подшипник может быть установлен с осевым зазором или плотно (регулируется прокладкой 6).
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника стопорным кольцом и крышкой.
Второй подшипник „плавает” на валу.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника промежуточной гильзой 7 и крышкой.
Второй подшипник плавает в корпусе.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников в корпусе из легкого сплава с применением промежуточных гильз.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников с фиксацией правого подшипника разрезным пружинным кольцом 8, установленным в наружной обойме.
Второй подшипник „плавает” в корпусе.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников с маслоотражательными дисками.
В остальном конструкция аналогична предыдущей.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников с фиксацией спаренными подшипниками, затянутыми на кольцевой стопор 8.
Спаренные подшипники могут быть установлены с предварительным натягом (регулируется шайбой 9).
Подшипниковый узел «Плавающая» установка шариковых подшипников. Вал фиксируется в осевом направлении зубьями шевронного колеса. Вал парной шевронной шестерни зафиксирован.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников в разъемном корпусе (радиальная сборка) с фиксацией правого подшипника выточкой в корпусе. Левый подшипник „плавает” в корпусе.
Подшипниковый узел Установка шариковых подшипников в разъемном корпусе с фиксацией правого подшипника закладной крышкой и диском масляного уплотнения. Левый подшипник „плавает” в корпусе.
Подшипниковый узел Установка сферических двухрядных шариковых подшипников. Правый подшипник зафиксирован крышками, левый „плавает” в корпусе.
Схема применяется при установке подшипников в различных корпусах, а также при возможности упругих деформаций вала.
Подшипниковый узел Установка роликовых подшипников с фиксацией их крышками с обеих сторон.
Схема допустима при небольших расстояниях между опорами и в корпусах, выполненных из чугуна или стали.
Во избежание перетяжки подшипников должен быть предусмотрен зазор s.
Узел может нести лишь незначительные осевые нагрузки.
Подшипниковый узел Установка роликовых подшипников с фиксацией правого подшипника стопорным кольцом 10 и крышкой. Фиксирующий подшипник имеет буртики на наружной и внутренней обоймах.
Во втором подшипнике обеспечена свобода осевого перемещения роликов на наружной обойме. Схема применима при небольшом расстоянии между опорами.
Подшипниковый узел Установка роликовых подшипников с отъемными буртиками на внутренних обоймах.
Правый подшипник зафиксирован кольцевым стопором и крышкой, левый „плавает” наружной обоймой в корпусе. Конструкция обеспечивает больший диапазон осевых перемещений, чем предыдущая.
Подшипниковый узел Установка радиально-упорных подшипников с затяжкой наружных обойм с помощью крышки с регулировочной прокладкой 11.
Схема допустима при небольших расстояниях между опорами и в чугунных и стальных корпусах.
Подшипниковый узел Установка радиально-упорных подшипников с затяжкой внутренних обойм на регулировочную шайбу 12.
По характеристикам конструкция аналогична предыдущей.
Подшипниковый узел Установка трех радиально-упорных подшипников (при повышенной односторонней осевой нагрузке).
Правая сдвоенная опора несет осевую нагрузку; левый подшипник — замыкающий.
Схема применима при небольших расстояниях между опорами.
Подшипниковый узел Комбинированная установка сдвоенных радиально-упорных подшипников в фиксирующем узле с „плавающим" шариковым подшипником на противоположной стороне.
Затяжка радиально-упорных подшипников регулируется шайбой 13.
Схема применима при значительных расстояниях между опорами.
Подшипниковый узел Установка конических роликовых подшипников с затяжкой наружных обойм через прокладку 14 (схема О). Конструкция допустима при небольших расстояниях между опорами и в чугунных и стальных корпусах.
Узел может нести значительные радиальные и осевые нагрузки в обоих направлениях.
Подшипниковый узел Установка конических роликовых подшипников с затяжкой внутренних обойм (схема X).
Обеспечивается более жесткая установка вала, чем в предыдущей конструкции.
Затяжку нужно производить нормированной силой.
Подшипниковый узел Комбинированная установка спаренных конических подшипников в фиксирующем узле и плавающего роликового подшипника.
Затяжка конических подшипников регулируется шайбой 15.
Схема рекомендуется при значительном расстоянии между опорами, больших осевых нагрузках и при необходимости точной осевой фиксации вала.
Подшипниковый узел Установка на дуплексных конических роликовых подшипниках. Правая опора фиксирующая, левая — „плавающая”.
Узел может нести большие радиальные и осевые нагрузки.
Подшипниковый узел Комбинированная установка радиальных шариковых подшипников и упорного шарикового подшипника (при односторонней осевой нагрузке).
Затор в упорном подшипнике регулируется прокладкой 16.
Радиальные подшипники „плавающие”.
Подшипниковый узел Комбинированная установка радиальных шариковых подшипников и двустороннего упорного шарикового подшипника (схема применяется при повышенных осевых нагрузках, действующих в обоих направлениях).
Затор в упорном подшипнике регулируется прокладкой 17.
Радиальные подшипники „плавающие”.
Подшипниковый узел Установка роликовых подшипников.
Осевые нагрузки (двусторонние) воспринимаются шариковым подшипником, разгруженным от радиальных сил.
Подшипниковый узел Установка игольчатых подшипников.
Фиксация вала и восприятие осевых нагрузок — разгруженным радиальным шариковым подшипником.
Подшипниковый узел Установка самоустанавливающихся роликовых подшипников. Осевая нагрузка воспринимается упорным шариковым подшипником, установленным на сферической шайбе. Центры сфер ближайшего самоустанавливающегося подшипника и шайбы совпадают.
Подшипниковый узел Установка роликовых подшипников широкой серии. Осевые нагрузки воспринимаются упорными роликовыми подшипниками.
Схема рассчитана на восприятие больших радиальных и осевых нагрузок при малой частоте вращения.