Установка подшипников с коническим посадочным отверстием

Установка подшипников с коническим посадочным отверстием

Установка подшипников с коническим посадочным отверстием

Промышленность выпускает подшипники с комическим внутренним отверстием (конусность 1:12, центральный угол конуса α ~ 5°) для установки на гладких валах с помощью разрезной закрепительной втулки с конической наружной и цилиндрической внутренней поверхностями (рис. 764, а). Подшипник затягивают на втулке гайкой, благодаря чему создается необходимый для фиксации подшипника натяг между внутренней поверхностью подшипника, с одной стороны, и закрепительной втулкой и валом — с другой.

Подшипники этого типа имеют следующие недостатки:

- ухудшается центрирование вала из-за добавочной посадочной поверхности;

- возможна перетяжка подшипника, вызывающая уменьшение зазора между телами качения и обоймами; сильная перетяжка может привести к заклиниванию тел качения;

- положение подшипника на валу при затяжке меняется в результате упругой деформации обоймы, а при повторных затяжках — в результате смятия опорных поверхностей;

- подшипники не могут выдерживать сколько-нибудь значительные осевые силы, направленные в сторону большего диаметра конуса, поскольку они вызывают защемление тел качения.

Установка подшипников с коническим посадочным отверстием

Установка на закрепительной втулке еще применяется как способ крепления подшипников на гладких валах с регулировкой осевого положения подшипника на валу.

В отдельных случаях подшипники с коническим посадочным отверстием применяют для регулирования зазора между телами качения и обоймами, увеличивающегося в результате износа, и, наконец, как средство создания предварительного радиального натяга.

На рис. 764, б изображено крепление конусного подшипника непосредственно на валу с конической посадочной поверхностью, на виде в — на ступенчатом цилиндрическом валу с промежуточной конусной втулкой.

Стрелки на рисунках показывают направление осевых сил, при котором возможно защемление подшипников.

Перетяжку подшипников при монтаже можно предотвратить затяжкой подшипника динамометрическим или предельным ключом с последующей фиксацией гайки контргайкой (вид г) или затяжкой подшипника на калиброванные шайбы 1 (виды д, е), ограничивающие перемещение затягивающей гайки.

Введение калиброванных шайб позволяет подшипнику воспринимать осевые силы обоих направлений. Толщину шайб следует выдерживать очень точно, так как при избыточной толщине ослабляется посадка на вал, а при недостаточной толщине возможна перетяжка подшипника. При повторных переборках шайбы следует менять. В массовом производстве применять калиброванные шайбы нецелесообразно.