Установка подшипников в корпусах

Установка подшипников в корпусах

Установка подшипников в корпусах

Способы установки подшипников в целых корпусах (осевая сборка) показаны на рис. 765.

В тяжелонагруженных опорах наружную обойму подшипника затягивают гайками с упором на буртик (вид а) или распорную втулку (вид б), жестко зафиксированную в корпусе. Затяжка на кольцевые стопоры (вид в) менее надежна. В конструкции (г) стопор усилен заключением в чашечную шайбу.

В концевых установках подшипники фиксируют с помощью крышек. В зависимости от глубины l гнезда и толщины уплотнительной прокладки 1 (вид д) можно получить установку с зазором s или с натягом (виды е, ж).

Глухие крышки обычно не центрируют; крышки, несущие уплотнения (вид з), центрируют по посадочной поверхности.

При установке во внутренних стенках, перегородках, диафрагмах и т. д. подшипники фиксируют с помощью дисков (виды и—л) обычно с небольшим осевым зазором (s = 0,1—0,2 мм). При необходимости беззазорной фиксации вводят калиброванные шайбы 2 (вид м). Затяжку выполняют, предусматривая между диском и корпусом зазор t = 0,05—0,1 мм (вид н).

Крепление подшипников в корпусах

Вместо дисков нередко применяют отдельные шайбы 3 (вид о). Если шайбы притянуты к торцовым поверхностям корпуса вплотную (и с небольшим зазором по отношению к подшипнику), то опасность перекоса шайб и подшипника отсутствует, несмотря на затяжку в нескольких точках.

В легконагруженных опорах при отсутствии осевых сил применяют фиксацию с помощью пластинок 4 (вид п) с разводными концами, заводимых в осевые канавки на посадочном отверстии.

Широко применяют фиксацию пружинными кольцевыми стопорами. Для облегчения монтажа стопоры обычно устанавливают с зазором s = 0,1—0,2 мм (вид р). При необходимости беззазорной фиксации вводят калиброванные шайбы 5 (вид с) или применяют конические стопоры (вид m).

Очень удобен, особенно в концевых установках, способ фиксации с помощью разрезных пружинных колец, заводимых в канавки на наружной обойме подшипника (радиальные шариковые подшипники с канавками выпускаются серийно).

Обычно кольцо затягивают между корпусом и крышкой (или диском). Выточку под кольцо делают в корпусе (рис. 766, а) или, предпочтительнее, в крышке (вид б). Этот способ не обеспечивает беззазорную фиксацию (остается невыбранным зазор между стопорным кольцом и стенками канавки в наружной обойме подшипника). Действующие на подшипник осевые силы воспринимаются стопорным кольцом, несущая способность которого ограничена.

Крепление подшипников с помощью разрезных пружинных колец

Беззазорную фиксацию обеспечивает затяжка на торец наружной обоймы (вид в). Выдерживая необходимые осевые размеры или устанавливая упругие прокладки, можно обеспечить некоторую затяжку подшипника. Осевая нагрузка в одном направлении воспринимается с крышкой, а в другом — стопорным кольцом. Парные установки с зеркально расположенными подшипниками, закрепленными этим способом, могут нести большие осевые нагрузки в обоих направлениях.

Крышки, несущие уплотнения, обычно центрируют по наружной обойме подшипника (вид г).

Подшипники с канавками на наружной обойме можно фиксировать также с помощью полуколец 1, 2 (вид д) или шайб 3, заводимых н канавку (вид е).

Соотношения размеров в подшипниках с канавками (рис. 767) следующие (размеры, мм): Н = (0,05…0,1)·D; b…0,3H; А = (0,03…0,06)·D; h ≈ 0,3H; b’ =  b+(0,1…0,15).

Размеры канавок

В этих формулах нижние пределы относятся к подшипникам средним и крупным (d > 60 мм), верхние — к малым (d < 60 мм).

В разъемных корпусах (радиальная сборка) подшипник устанавливают в кольцевые канавки (рис. 768, а), расточенные в обеих половинах корпуса в сборе. Предпочтительнее фиксация, обеспечивающая обработку напроход: с помощью колец (вид б), дисков (виды в, г), кольцевых стопоров (вид д) и гильз (вид е), заводимых в канавки корпуса. В концевых установках подшипники крепят крышками так же, как в целых корпусах.

Установка подшипников в разрезных корпусах

В отдельных случаях, когда подшипниковый узел должен отвечать особым требованиям по массе, габаритам и точности установки, применяют специальные подшипники с элементами крепления, включенными в конструкцию обоймы (рис. 769, а—в).

Особые виды крепления

На видах г, д показаны специальные подшипники для установки в разъемных (по меридиональной плоскости) корпусах.

Подшипник с температуронезависимым центрированием (вид е), предназначенный для установки в корпус для легких сплавов, имеет две центрирующие поверхности — на наружной обойме и на фланце, выполненном заодно с обоймой. Холодное центрирование осуществляется по обойме. Вторая центрирующая поверхность расположена по отношению к корпусу с зазором s, равным разности температурных деформаций корпуса и подшипника. При нагреве корпуса зазор выбирается, и подшипник центрируется заплечиком m.

В температуронезависимой установке с радиально-лучевым центрированием (вид ж) подшипник крепится болтами с квадратными подголовниками n, входящими в прорези фланца наружной обоймы.