Диаметр подшипника скольжения

(60)

Диаметр подшипника скольжения.

Решая формулу (241) (для ξ = 0,3) относительно λ, получаем

Diametr podshipnikov 1

где k = P/ld — удельная нагрузка, Па.

Подставляя в формулу (251) значение k и значение ψ из формулы (230), находим

Diametr podshipnikov 2

Это выражение показывает, что при прочих равных условиях (одинаковые η, n, m и l/d) несущая способность подшипника пропорциональна кубу диаметра. Следовательно, увеличение диаметра представляет очень эффективное средство повышения несущей способности подшипника.

Увеличение диаметра не только повышает несущую способность, но при данном значении hкр снижает критическую характеристику режима λкр и, следовательно, увеличивает надежность работы подшипника.

Ни рис. 676 показана определенная на основании рис. 673 зависимость λкр от диаметра подшипника d и относительного зазора ψ (принято l/d = 1; hкр = 5 мкм). Как видно, λкр резко снижается с увеличением диаметра и уменьшением относительного зазора. Применять зазоры ψ < 0,001 не рекомендуется, так как подшипник при этом переходит в область ξ > 0,3.

Diametr podshipnikov 3

При увеличении d также повышается жесткость вала, уменьшаются его упругие деформации (которые в значительной мере определяют критическую толщину масляного слоя) и увеличивается виброустойчивость подшипника.

Как видно из рис. 676, значения λкр для подшипников малого диаметра (d = 20—30 мм) очень велики. Следовательно, такие подшипники могут надежно работать лишь при высоких характеристиках режима (большие частоты вращения, низкие удельные нагрузки). Как и для подшипников большого диаметра, целесообразно придерживаться умеренных значений относительного зазора (но не ниже ψ = 0,001).

По формуле (252) можно при заданных P, η, n найти диаметр подшипника, при котором обеспечивается условие ξ = 0,3:

Diametr podshipnikov 4

(значения m приведены в разделе Зазоры в опорах скольжения).

Для l/d = 1 и наиболее распространенной посадки H7/e8 (m = 12).

Diametr podshipnikov 5