Фазы работы подшипника скольжения

(60)

Фазы работы подшипника скольжения.

Фазы работы подшипника отчетливо выявляются на диаграмме, показывающей изменение коэффициента трения f в зависимости от характеристики режима λ.

Эти диаграммы, получаемые экспериментально, позволяют определить критический режим работы подшипника и критическое значение минимальной толщины масляной пленки hкр.

На рис. 678 приведен график в координатах λ — f для подшипника диаметром d = 100 мм с l/d = 1 и относительным зазором ψ = 0,002 (Δ = 200 мкм).

Левая ветвь кривой относится к области полужидкостной смазки, где наблюдается металлический контакт между поверхностями вала и подшипника.

Фазы работы подшипника скольжения

Крайняя точка кривой (выходящая за пределы диаграммы) соответствует коэффициенту трения при граничной смазке.

Коэффициент трения в области полужидкостной смазки уменьшается с увеличением λ, т. е. для подшипника с заданной удельной нагрузкой и вязкостью масла — с увеличением частоты вращения. Это означает, что по мере увеличения частоты вращения вал отходит от поверхности подшипника; число соприкасающихся микронеровностей уменьшается.

В точке (а) при λ = 3,4·10–8 наступает разобщение металлических поверхностей, вал «всплывает» на масляной пленке; подшипник переходит в область жидкостной смазки.

За точкой (а) коэффициент трения определяется гидродинамическими факторами. В соответствии с уравнением (246) коэффициент трения непрерывно повышается с увеличением λ.

Минимум кривой (граничная смазка) указывает критическое значение характеристики режима. С помощью графика рис. 665 можно определить ξ, а по графику рис. 678 найти значение hmin = ξΔ/2 (вторая шкала на оси абсцисс) и hкр (на рис. 665 hкp = 5 мкм).