(60)

Критическая характеристика режима, коэффициент надежности подшипника.

Критической характеристикой режима называют значение λ, при котором минимальная толщина масляного слоя уменьшается настолько, что наступает соприкосновение микронеровностей вала и подшипника, и коэффициент трения резко возрастает. Толщину масляного слоя, при которой возникает полужидкостная смазка, называют критической и обозначают знаком hкp.

Величина hкp для хорошо выполненных гладких и жестких подшипников и валов составляет в среднем 5—10 мкм.

Зная hкp, можно по уравнению (235) найти соответствующую величину ξкр, после чего по рис. 665 определить критическое значение Soкр и λкр.

Коэффициентом надежности подшипника называют отношение рабочей характеристики режима к критической:

Коэффициент надежности подшипника

Эта величина должна быть больше единицы. Чем больше ϰ, тем меньше опасность перехода работы подшипника в область полужидкостной смазки. Если, например, ϰ = 5, то рабочая вязкость масла может уменьшиться в 5 раз или нагрузка на подшипник может увеличиться в 5 раз, прежде чем подшипник перейдет в область полужидкостной смазки.

Пусть d = 100 мм; l = 75 мм; P = 40 кН; ψ = 0,001 (диаметральный зазор Δ = 100 мкм; n = 1000 об/мин; η = 25·10–3 Па·с).

Удельная нагрузка

Удельная нагрузка

Характеристика режима

Характеристика режима

Число Зоммерфельда

Число Зоммерфельда

По рис. 665 (штриховая линия) находим для l/d = 0,75

Kriticheskaja kharakteristika 5

Минимальная толщина масляного слоя согласно формуле (235)

Минимальная толщина масляного слоя

Пусть критическая толщина масляного слоя hкp = 5 мкм. Критическое значение ξ согласно уравнению (235)

Kriticheskaja kharakteristika 7

Проводя на диаграмме (рис. 665) горизонтальную прямую через эту точку до встречи с кривой l/d = 0,75, находим на оси абсцисс

Kriticheskaja kharakteristika 8

Коэффициент надежности по формуле (240)

Коэффициент надежности