Критическая характеристика режима, коэффициент надежности подшипника

(60)

Критическая характеристика режима, коэффициент надежности подшипника.

Критической характеристикой режима называют значение λ, при котором минимальная толщина масляного слоя уменьшается настолько, что наступает соприкосновение микронеровностей вала и подшипника, и коэффициент трения резко возрастает. Толщину масляного слоя, при которой возникает полужидкостная смазка, называют критической и обозначают знаком hкp.

Величина hкp для хорошо выполненных гладких и жестких подшипников и валов составляет в среднем 5—10 мкм.

Зная hкp, можно по уравнению (235) найти соответствующую величину ξкр, после чего по рис. 665 определить критическое значение Soкр и λкр.

Коэффициентом надежности подшипника называют отношение рабочей характеристики режима к критической:

Коэффициент надежности подшипника

Эта величина должна быть больше единицы. Чем больше ϰ, тем меньше опасность перехода работы подшипника в область полужидкостной смазки. Если, например, ϰ = 5, то рабочая вязкость масла может уменьшиться в 5 раз или нагрузка на подшипник может увеличиться в 5 раз, прежде чем подшипник перейдет в область полужидкостной смазки.

Пусть d = 100 мм; l = 75 мм; P = 40 кН; ψ = 0,001 (диаметральный зазор Δ = 100 мкм; n = 1000 об/мин; η = 25·10–3 Па·с).

Удельная нагрузка

Удельная нагрузка

Характеристика режима

Характеристика режима

Число Зоммерфельда

Число Зоммерфельда

По рис. 665 (штриховая линия) находим для l/d = 0,75

Kriticheskaja kharakteristika 5

Минимальная толщина масляного слоя согласно формуле (235)

Минимальная толщина масляного слоя

Пусть критическая толщина масляного слоя hкp = 5 мкм. Критическое значение ξ согласно уравнению (235)

Kriticheskaja kharakteristika 7

Проводя на диаграмме (рис. 665) горизонтальную прямую через эту точку до встречи с кривой l/d = 0,75, находим на оси абсцисс

Kriticheskaja kharakteristika 8

Коэффициент надежности по формуле (240)

Коэффициент надежности