Подшипники полужидкостной и граничной смазки

Подшипники полужидкостной и граничной смазки

Подшипники полужидкостной и граничной смазки

Организовать циркуляционную жидкостную смазку не всегда возможно по конструктивным условиям и не всегда экономически оправдано. Для подшипников вспомогательных приводов, воспринимающих небольшие нагрузки при умеренных частотах вращения, достаточна периодическая смазка. Невозможно обеспечить жидкостную смазку в подшипниках, на которые действуют большие нагрузки при малых частотах вращения или при колебательном движении (втулки рычагов, подшипники рессор и др.).

При правильном выборе материала и конструктивных параметров подшипники полужидкостной смазки работают достаточно надежно.

Подшипники полужидкостной смазки, расположенные в маслосодержащих полостях, смазывают чаще всего барботажным маслом через отверстия в корпусе подшипника (рис. 691, а). Для сбора барботажного масла устраивают корыта, соединенные отверстием с масляным зазором подшипника (вид б).

Подвод масла к подшипникам полужидкостной смазки

Вынесенные наружу подшипники смазывают периодически жидким или пластичным смазочным материалом через масленки. Иногда ограничиваются закладкой пластичного материала в околоподшипниковое пространство (смазка набивкой). В труднодоступных местах применяют самосмазывающиеся пористые подшипники, а при небольших нагрузках — пластмассовые подшипники (преимущественно полиамидные).

Коэффициент трения у подшипников с периодическим подводом смазочного материала колеблется в зависимости от условий смазки и режима работы от значений, соответствующих жидкостной смазке, до значений, соответствующих граничной смазке.

Примерные значения коэффициентов f при граничной смазке для некоторых подшипниковых материалов (при смазке жидким маслом):

Баббиты оловянные         0,01—0,02
Баббиты свинцовые         0,015-0,025
Бронза свинцовая           0,02—0,03
Алюминиевые сплавы     0,03—0,04
Бронзы БрАЖ                 0,04—0,05
Чугун антифрикционный 0,05 — 0,08

Расчет подшипников полужидкостной смазки усложнен неопределенностью коэффициента трения и условиями теплоотвода. Для повышения несущей способности и увеличения надежности работы таких подшипников рекомендуется:

- уменьшать удельную нагрузку k путем увеличения диаметра (но не длины) подшипника. Применять отношение l/d > 1,2 не следует;

- обеспечивать обильную подачу смазочного материала с повышенными вязкостью, маслянистостью и высокой адсорбцией к металлическим поверхностям; целесообразно вводить противозадирные присадки;

- при небольших нагрузках и относительно высоких окружных скоростях применять подшипники с баббитовой заливкой; при повышенных нагрузках — с заливкой свинцовистой бронзой; при больших нагрузках и малых частотах вращения — бронзовые подшипники.

Твердость валов должна быть не ниже HRC50. Поверхность вала следует обрабатывать с малой экономически приемлемой шероховатостью. Целесообразно подвергать поверхность вала сульфидированию или силицированию.

Зазоры в подшипниках полужидкостной смазки делают меньше (ψ = 0,0005—0,001), чем в подшипниках жидкостной смазки. Если обеспечена обильная подача масла, зазор увеличивают до обычных значений (ψ = 0,001—0,002).

Во многих случаях целесообразно применять «плавающие» втулки.

Смазочные канавки можно располагать как в ненагруженной, так и в нагруженной областях.

Поскольку в этих подшипниках отсутствует масляный слой с присущими ему зонами высокого и низкого давления, канавки ослабляют несущую способность подшипника незначительно — в меру уменьшения площади несущей поверхности, выполняя в то же время полезную роль накопительных резервуаров, обеспечивающих питание подшипника смазочным материалом при перерывах его подачи.

Типичные формы смазочных канавок показаны на рис. 692.

Смазочные канавки в подшипниках полужидкостной смазки

Сквозные канавки (виды е, з, к) применяют для увеличения теплоотвода (если обеспечена обильная подача смазки). В подшипниках с ограниченной подачей масла канавки делают глухими (виды а—г, ж). В подшипниках, смазываемых пластичным смазочным материалом, возле торцов проделывают кольцевые заграждающие, так называемые жировые канавки (виды д, и, л, м).

Подшипники с продольными, часто расположенными канавками (виды з, и) применяют при колебательном движении малой амплитуды.