Положение вала в подшипнике скольжения

Положение вала в подшипнике скольжения

Положение вала в подшипнике скольжения.

Положение вала на различных режимах работы схематически показано на рис. 662, а. В пусковой период, когда скорость вращения невелика и преобладает граничная смазка, вал смещается в сторону, противоположную вращению, на угол ϕ, тангенс которого равен коэффициенту трения граничной смазки.

По мере увеличения скорости вращения возникает полужидкостная смазка, коэффициент трения уменьшается, и вал перемещается в сторону вращения до тех пор, пока не произойдет разобщение микронеровностей вала и подшипника.

В области жидкостной смазки положение центра вала определяется параметром ηw/k (где η — динамическая вязкость масла; w — угловая скорость; k — удельная нагрузка). С увеличением этого параметра центр вала перемещается к центру подшипника по траектории, близкой к полуокружности, диаметром, равным радиальному зазору δ.

Положение вала в подшипнике скольжения

При бесконечно большом значении ηw/k центр вала совпадает с центром подшипника. При этом толщина масляной пленки hmin = δ, клиновидность зазора исчезает, и давление в масляном слое становится равным нулю. Такое состояние может наступить при отсутствии внешней нагрузки.

Относительным эксцентриситетом называют расстояние (е) центра вала от центра подшипника (рис. 662, б), отнесенное к радиальному зазору δ:

Относительный эксцентриситет

где Δ = 2δ — диаметральный зазор.

Относительной толщиной масляного слоя называют минимальную толщину hmin, масляного слоя в точке наибольшего сближения вала и подшипника, отнесенную к радиальному зазору:

Относительная толщина масляного слоя

Так как hmin = δ — е, то

Polojenie vala v podshipnike 4

Траектории перемещения вала в подшипнике показаны на рис. 662, в. При l/d = ∞ траектория представляет собой правильную полуокружность (полукруг Гюмбеля). При конечных значениях l/d траектория видоизменяется, оставаясь в общем близкой к полуокружности.