Проточная циркуляция масла

Проточная циркуляция масла

Проточная циркуляция масла

В подшипниках жидкостной смазки с принудительным подводом смазочного материала необходимо обеспечить свободное торцовое истечение масла.

На рис. 688, а показана установка вала в концевом подшипнике с крышкой; масло подводится через отверстие 1 в корпусе. С левого торца подшипника масло вытекает свободно; с правой стороны получается глубокая полость. На участке образуется застойная зона, где масло перегревается.

В правильных конструкциях предусмотрен слив масла — по канавке 2 в корпусе (вид б) или по центральному отверстию в вале (вид в).

В конструкции (г) масло введено с торца во внутреннюю полость и оттуда по радиальным отверстиям в подшипник. Так как давление циркуляционного масла в подшипнике в месте расположения радиальных отверстий примерно такое же, как на правом торце подшипника, то циркуляции масла на участке (s) не происходит.

Исправить ошибку можно, устранив радиальные отверстия (вид д), что обеспечивает проточную циркуляцию масла через подшипник.

Следует избегать подачи масла по смежным отверстиям (вид е), между которыми образуется застойная зона (s). Правильное истечение обеспечивается при подаче масла по отверстиям, расположенным приблизительно по оси симметрии подшипника (вид ж). Если необходима усиленная подача, то масло вводят через отверстия, расположенные в шахматном порядке.

Обеспечение циркуляции масла

На рис. 688, з показана ошибочная система подвода масла в узле установки вала на двух смежных подшипниках. Масло подведено к подшипникам из центрального отверстия вала через радиальные отверстия. На участках (s) образуются застойные зоны.

Обеспечить правильную циркуляцию масла можно, введя сливное отверстие 3 в полости между подшипниками (вид и) или подводя масло в полость 4 между подшипниками (вид к).

В конструкции подшипника с заплечиком для восприятия односторонней осевой силы Р (вид л) выход масла со стороны заплечика закрыт упорным буртиком вала. На участке (s) образуется застойная зона; масло к упорному буртику подводится в недостаточном количестве. В конструкции (м) ошибка усугублена тем, что диаметр заплечика подшипника превышает диаметр буртика вала; при износе буртик углубляется в заплечик, что еще более мешает истечению масла. Нежелательно галтельное сопряжение торцовых поверхностей с цилиндрическими (вид н). Вследствие неточностей изготовления галтель вала, надвигаясь на галтель подшипника, может перекрыть доступ масла к упорным поверхностям.

Для обеспечения правильной циркуляции масла следует предусматривать на упорной поверхности подшипника радиальные канавки 5 для выхода масла (вид о). В конструкции (п) канавки сообщены с маслоподводящими отверстиями продольными пазами 6, расположенными в ненагруженной области подшипника; во избежание быстрого сброса масла наружу радиальные канавки сделаны несквозными. В конструкции (р) масло подается в кольцевое пространство, образованное фаской на фланце подшипника, откуда поступает на торцовую и цилиндрическую поверхности трения.