Регулирование зазора в подшипниках

(60)

Регулирование зазора в подшипниках

Даже правильно сконструированные и рассчитанные на жидкостную смазку подшипники со временем изнашиваются, главным образом вследствие возникновения полужидкостной смазки в пусковые периоды.

В подшипниках, подверженных быстрому износу (работа на переменных режимах с частыми пусками и остановками), а также при необходимости обеспечить точное центрирование вала предусматривают средства регулирования зазора.

В разъемных подшипниках с массивными вкладышами применяют регулировку шимами — прокладками 1 (рис. 706, а) из листовой латуни толщиной ~0,05 мм, устанавливаемыми на стыке подшипника. Во избежание касания с валом торцы шимов располагают с зазором s = 0,3—0,5 мм по отношению к поверхности отверстия.

Регулирование зазора в разъемных подшипников

При расточке вкладышей с шимами (рис. 707) стыковые поверхности обрабатывают начисто, устанавливают между ними пластинки толщиной, равной первоначальной (монтажной) толщине t пакета шимов (обычно t = 0,4—0,5 мм), после чего отверстие и наружную поверхность вкладышей в сборе обрабатывают на цилиндр.

Расточка подшипников с шимами

В эксплуатации подшипники периодически подтягивают. Крышки снимают, удаляют один или несколько шимов и затягивают вновь.

Цилиндрическая форма отверстия подшипника при этом несколько нарушается. Отверстие приобретает слегка овальную форму; искажения формы отверстия от износа остаются.

Выдержать правильный зазор при подтяжке затруднительно. Обычное правило, согласно которому вал после затяжки должен свободно проворачиваться от руки, разумеется, не гарантирует правильности зазора.

Иногда зазор в подшипнике выбирают, затягивая крышки подшипника с помощью винтов (рис. 706, б).

На рис. 706, в изображена конструкция с полуавтоматическим регулированием зазора. Крышку подшипника затягивают поперечными болтами. При необходимости уменьшить зазор болты отпускают, крышка под действием пружины прижимается к валу, после чего поперечные болты затягивают вновь.

Конструкция (б) и особенно (в), где фиксация крышки недостаточно точная, применяют при нагрузке постоянного направления; нагрузка должна быть направлена на неподвижный вкладыш подшипника.

При необходимости тонкого регулирования зазора с точным центрированием вала (шпиндели шлифовальных станков) применяют втулки с конической несущей поверхностью (рис. 708, а). Зазор регулируют осевым перемещением втулки с помощью гайки 1.

Регулирование зазора в целых подшипниках

Лучше поверхность трения выполнять цилиндрической, а наружную, посадочную поверхность втулки — конической (вид б). При затяжке втулки в коническом гнезде зазор в подшипнике уменьшается в результате упругой деформации втулки.

В целях увеличения диапазона регулирования применяют разрезные втулки или увеличивают упругость втулки с помощью радиальных прорезей (вид в).

В конструкции (г) наружная поверхность втулки опирается в коническом гнезде на три выступа, обработанные на конус. При затяжке втулки зазор на этих участках уменьшается; и в обе стороны каждого участка образуются масляные клинья, что обеспечивает центрирование вала и способствует безвибрационной работе подшипника.