Втулки подшипников скольжения

Втулки подшипников скольжения

Втулки подшипников скольжения

Неразъемные подшипники выполняют в виде втулок, изготовляемых при небольших диаметрах (в среднем менее 50 мм) целиком из антифрикционного материала (бронза, легкие сплавы, антифрикционный чугун), а при больших из стали с заливкой пластичным антифрикционным материалом (баббит, свинцовая бронза).

Толщину втулок выбирают из ориентировочного соотношения b ≈ 0,1d, где d — диаметр вала (наружный диаметр втулок D ≈ 1,2d), округляя полученные значения до ближайших стандартных.

Втулки сажают в корпуса по посадкам Н7/р6, Н7/r6, H7/s6, Н7/t7, Н7/u7.

При посадках с большим натягом втулки, особенно тонкостенные, садятся, причем их внутренний диаметр уменьшается. Такие втулки после запрессовки, как правило, подвергают развертыванию.

Если по конструкции узла развертывание выполнить невозможно, то диаметр отверстия втулки увеличивают против номинального значения на усадку, которую определяют посредством расчета или эксперимента.

Запрессовка не всегда гарантирует втулки от проворачивания.

Рабочая температура втулки может значительно превышать температуру корпуса, например, при резком повышении частоты вращения, когда теплота, развивающаяся во втулке, от трения, не успевает перейти в корпус. Большая разность температур наблюдается в пусковые периоды, когда втулка быстро разогревается, а корпус еще остается холодным. Если втулка выполнена из материала с более высоким коэффициентом линейного расширения, чем у материала корпуса, то втулка, предварительно напряженная запрессовкой, может приобрести остаточные деформации; при последующем остывании посадка втулки ослабевает.

У горячих машин (двигатели внутреннего сгорания) посадка втулки может измениться при разогреве корпуса. На практике придерживаются следующих правил.

Посадки с большими натягами применяют, если коэффициент линейного расширения втулки меньше, чем корпуса, и если корпус при работе нагревается.

Если коэффициент линейного расширения материала втулки больше, чем корпуса, и корпус холодный, то применяют умеренные натяги.

Во всех случаях втулки необходимо стопорить от проворачивания и осевого сдвига.

Способы стопорения приведены в табл. 34. При установке в целые корпуса чаще всего применяют наиболее простые и технологичные конструкции 9—12. Из способов глухого стопорения предпочтительны конструкции 16, 17.

Способы стопорения втулок подшипников скольжения

Способы стопорения втулок подшипников скольжения