Ввод масла в валы

Каналы для масла в коленчатых валах

Ввод масла в валы

На рис. 713, а—е показаны способы ввода масла с торца вала. При подаче без давления масло вводят по трубке во внутреннюю полость вала, снабженную закраиной для распределения масла по смазочным отверстиям (вид а).

Наиболее простой способ подачи под давлением — ввод масла в торец вала через установленную на корпусе крышку (вид б).

На виде (в) показан способ ввода масла через торцовое уплотнение. Пружина, сжимающая диск 1 уплотнения, должна быть достаточно сильной для того, чтобы предупредить отжим уплотняющей поверхности давлением масла.

В конструкции (г) масло вводится в хвостовик вала через холостую втулку, застопоренную от вращения пластинкой 2, а в конструкции (д) — через плавающий штуцер 3, зафиксированный от вращения шлицами в корпусе.

В наиболее компактной конструкции (е) масло подается через втулку, установленную в расточке вала и зафиксированную от вращения шайбой со шлицами 4.

В промежуточных установках масло чаще всего вводят по кольцевой канавке в подшипнике (вид ж), откуда оно поступает через радиальные сверления и полость вала.

Ввод масла в валы

Применяют также подачу масла через холостые втулки, зафиксированные на валу (вид з). В конструкции (и) втулка зафиксирована на корпусе фланцем с радиальными прорезями, в которые входят болты 5 с подголовниками. Конструкция обеспечивает осевую фиксацию втулки при некоторой свободе самоустановки втулки на валу.

При необходимости подачи под высоким давлением масло вводят через установленное на валу уплотнение с разрезными пружинными кольцами (вид к). Корпус колец затягивают на валу между буртиком и распорной втулкой.

Если невозможно затянуть корпус (случай гладкого вала), то его делают плавающим и фиксируют в продольном и окружном направлениях болтами 6 с подголовниками, входящими в радиальные прорези фланца корпуса (вид л). Для уплотнения внутреннюю поверхность корпуса заливают баббитом.

На виде (м) показано уплотнение разрезными пружинными кольцами для ввода масла отдельно в две концентричные полости вала (например, для привода установленных на валу гидравлических сервомеханизмом).

В коленчатые валы масло чаще всего вводят через коренные подшипники, откуда оно по радиальным сверлениям поступает во внутренние полости коренных шеек и затем по отверстиям в щеках подается в полости шатунных шеек для смазки шатунных подшипников. Часть масла отводят из кольцевой канавки подшипников по центральному отверстию в стержне шатуна для смазки поршневого пальца.

Масло из коренной опоры подается по наклонным трубкам в кольцевую канавку шатунного подшипника, откуда поступает в сверление в стержне шатуна (рис. 714, а). При такой конструкции увеличивается скорость подачи масла к смазочным точкам в пусковые периоды. Прочистка масляной системы очень проста и осуществляется крацеванием трубок.

Каналы для масла в коленчатых валах

В конструкции (б) использовано вращение вала для центрифугирования масла. Масло из коренной опоры поступает по наклонной трубке в закрытую заглушками полость шатунной шейки, где подвергается центрифугированию. В шатунный подшипник масло подается по радиальной трубке, опущенной в полость шатунной шейки. Осадки остаются в верхней части полости. Недостаток конструкции — ослабление щек вала резьбой под заглушки.

В конструкции (в) полости коренных и шатунных шеек закрыты коническими заглушками; для облегчения притирки к седлам заглушки снабжены цилиндрическими выступами. Масло вводится по наклонным отверстиям, просверленным через верхние грани щек, затем поступает в шатунную шейку и подается в шатунные подшипники через радиальные отверстия. При расположении отверстий ниже оси шатунной шейки достигается определенный центрифугирующий эффект.

Масло, содержащееся в полостях коренных и шатунных шеек, обеспечивает питание в пусковые периоды.

В конструкции (г) заглушки из легкого сплава установлены по посадке H7/js6 в цилиндрические отверстия шеек и застопорены болтами. Для облегчения демонтажа в заглушках проделаны нарезные отверстия. Масло подается через прямые отверстия в щеках вала, сверление которых проще, чем сверление косых отверстий. Особенность данной конструкции заключается в том, что масло подводится в шатунную шейку с двух сторон, из обеих смежных коренных опор.

В конструкции (д) в полостях коренных и шатунных шеек для ускорения подачи в пусковые периоды установлены вытеснители — тонкостенные стальные гильзы 1, укрепленные завальцовкой. Конструкция неразборная; масляную систему вала можно промывать только шприцеванием.

В конструкции (е) вытеснители разборные. Конструкции (д, е) применимы только в коленах, расположенных под углом одно к другому. При шейках, расположенных в линию (шатунные шейки средней опоры валов), устанавливать вытеснители затруднительно.

В конструкции (ж) применимы короткие легкосъемные вытеснители.

На виде (з) масло вводят через коренную опору передней или задней шейки и пропускают через вал, где оно подвергается центрифугированию последовательно во всех коленах. К коренным подшипникам масло подводится через радиальные сверления в вале.

В шатунных шейках установлены патроны 2, в которых скапливаются осадки. Патроны периодически снимают для очистки.

В смешанной системе масло подводят в каждую вторую коренную опору. В промежуточные коренные опоры, а также в шатунные шейки поступает центрифугированное масло.