Жидкостная, полужидкостная и граничная смазка в опорах скольжения

Жидкостная, полужидкостная и граничная смазка в опорах скольжения

Жидкостная, полужидкостная и граничная смазка в опорах скольжения.

В подшипниках скольжения встречаются три основных вида смазки: жидкостная, полужидкостная и граничная.

При жидкостной смазке поверхности вала и подшипника разделены сплошным масляным слоем; непосредственное трение между металлическими поверхностями вала и подшипника отсутствует.

Коэффициент трения при жидкостной смазке незначителен (f ≈ 0,001); потери на трение и тепловыделение в подшипнике невелики. Износа металлических поверхностей при этом не происходит, поэтому жидкостная смазка является наиболее благоприятной для работы подшипника.

Обязательным условием жидкостной смазки является непрерывная обильная подача масла в подшипник. Давления в масляном слое, необходимые для несения действующих на подшипник нагрузок и предупреждения контакта между металлическими поверхностями, создаются при эксцентричном положении вала в подшипнике в результате непрерывного нагнетания вращающимся валом масла в суживающуюся часть зазора. Этот самоподдерживающий процесс создания давления в масляной пленке носит название гидродинамической смазки.

При полужидкостной смазке сплошность масляного слоя нарушена, поверхности вала и подшипника соприкасаются своими микронеровностями на участках большей или меньшей протяженности. Этот вид смазки встречается при недостаточной подаче масла или при отсутствии механизма гидродинамической смазки (например, в подпятниках с плоскими несущими поверхностями).

Полужидкостная смазка может возникнуть в гидродинамических подшипниках, если толщина масляного слоя недостаточна для предупреждения соприкосновения микронеровностей вала и подшипника.

Коэффициент трения при полужидкостной смазке значительно выше, чем при жидкостной, тепловыделение в подшипнике больше, поэтому возникновение полужидкостной смазки, особенно в подшипниках, работающих при больших частотах вращения, сопряжено с опасностью перегрева и выхода подшипника из строя.

Область перехода от жидкостной смазки к полужидкостной характеризуется минимальным коэффициентом трения.

При граничной смазке поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности. Разделительный масляный слой отсутствует. Масло находится на металлических поверхностях только в виде адсорбированной пленки.

Коэффициент трения при граничной смазке благодаря наличию адсорбированного масла меньше, чем сухого, но значительно больше, чем полужидкостного и, тем более, жидкостного трения.

Граничная смазка наступает при недостаточной подаче масла и встречается, например, в подшипниках с периодической или недостаточной подачей смазочного материала, но может возникнуть также в подшипниках жидкостной смазки при расстройстве механизма гидродинамической смазки.

В тяжелонагруженных быстроходных подшипниках возникновение граничной смазки вызывает перегрев, расплавление заливки, схватывание и заедание подшипника.