Особые виды центрирования шлицевых соединений.
Центрирование по специальным поверхностям применяют: а) в соединениях с короткими шлицами, не обеспечивающими продольной устойчивости насадной детали; б) в соединениях, передающих переменный крутящий момент или нагруженных периодически действующим опрокидывающим моментом; в) в соединениях с эвольвентными или треугольными шлицами со ступицами, термически обработанными до твердости более HRC 40, когда точное центрирование по боковым граням шлицев неосуществимо из-за невозможности шлифования пазов отверстия.
Посадку по шлицам в этих случаях делают свободной.
В конструкции на (рис. 612, а) вал снабжен дополнительным центрирующим пояском f на участке выхода шлицев.
Если необходима повышенная точность центрирования, а передаваемый крутящий момент невелик, то протяженность центрирующей поверхности увеличивают, уменьшая длину шлицев (вид б).
При центрировании цилиндрическим пояском h ни гладкой части вала (вид в) шлицы вала ослабляются кольцевой выточкой на выходе шлицев. В конструкции (г) ступица центрируется пояском на уменьшенном внутреннем диаметре шлицев по цилиндрическому пояску l на валу.
Центрирование производят также по разрезному кольцу 1 (вид д), заложенному в выточку на выходе шлицев; по цилиндрическому пояску m (вид е) на валу и по кольцу 2 у входа на шлицы; по двум втулкам (вид ж), одна из которых 3 разрезная, а другая 4 — целая.
Тяжелонагруженные соединения, работающие при циклических нагрузках, центрируют по коническим поверхностям (виды з—м). Натяг на конусах, возникающий при силовой затяжке, эффективно тормозит угловые микросмещения ступицы относительно вала, предупреждая выработку, разбивание и наклеп рабочих поверхностей. Вместе с тем конические поверхности воспринимают трением значительную долю крутящего момента, благодаря чему нагрузка на шлицы уменьшается.
Затяжка на конические поверхности вала n (вид з) и q (вид u) нередко приводит к свариванию ступицы и вала. Лучше конструкции с промежуточными коническими кольцами из твердых кованых бронз (БрКЗМц1 или БрБ2), образующими в сочетании со стальными поверхностями вала и ступицы устойчивую против сваривания пару.
На виде (к) представлена конструкция с разрезным коническим кольцом 5, заведенным в кольцевую выточку на участке выхода шлицев. Конструкция (л) с двумя кольцами, одно из которых разрезное 6, а другое целое 7, помимо гашения угловых колебаний втулок относительно вала, обеспечивает устойчивость против действия опрокидывающих моментов. Недостаток этих конструкций — ослабление шлицев вала кольцевой выточкой.
Целые кольца 8, 9 (вид м) обеспечивают, как и разрезные, практически беззазорное центрирование; упруго деформируясь под действием затяжки, кольца плотно охватывают цилиндрические поверхности вала.
Углы конусности α делают в пределах 30—60°. Чем меньше α, тем сильнее затяжка, но одновременно тем больше радиальные силы, сжимающие вал и разрывающие ступицу. Кольца располагают в узлах жесткости (вид к) или усиливают ступицу на участке расположения конусов кольцевыми ребордами (виды л, м).
В конструкциях с центрированием по двум коническим поверхностям (виды л, м) посадку по шлицам делают свободной во избежание совмещения двух центровок.
В тяжелонагруженных соединениях применяют дополнительные способы предупреждения наклепа и схватывания: закалку, цементацию, азотирование, фосфатирование и сульфидирование шлицев, металлические покрытия (омеднение, лужение, кадмирование и др.), а также смазывание соединения разделительными мазями на основе графита, дисульфида молибдена и др.