Радиальные штифты

Радиальные штифты

Радиальные штифты

В слабонагруженных соединениях (валы вспомогательных приводов) применяют крепление цилиндрическими (рис. 622, а) или коническими (вид б) радиальными штифтами, фиксирующими насадную деталь в угловом и осевом направлениях.

Соединение нетехнологичное (требуется совместное сверление и развертывание отверстий в ступице и вале); отверстия сильно ослабляют вал; затяжка соединения отсутствует.

Передаваемый момент (Н·м)

Передаваемый момент штифтом

Сопоставляя это выражение с формулами (166) и (165), видим, что несущая способность соединения приблизительно в 0,5z раза меньше, чем соединений осевыми штифтами по рис. 621, е—з и в 0,7·z·l/d раза меньше, чем по рис. 621, а—в (например, при z = 6 и l/d = 4 — в 17 раз).

Соединение тангенциальными штифтами (вид в) применимо при одинаковой твердости материала вала и ступицы. Прочность соединения определяется напряжениями смятия на штифтах и вследствие неблагоприятного распределения сил (малое плечо сил относительно оси вала) незначительна.

Если к насадной детали нельзя подвести режущий инструмент в радиальном направлении, то применяют штифтовку наклонными штифтами (вид г). Соединение практически неразборное.

Радиальные штифты

В разборных конструкциях для передачи небольших крутящих моментов применяют нарезные штифты с цилиндрическими хвостовиками, входящими в паз (вид д) или в сверление (вид е) на валу. Несколько прочнее крепление штифтами с коническими хвостовиками (вид ж). При центральном угле конуса α < 40° соединение самоконтрящееся. Еще прочнее соединения гладкими коническими штифтами с нарезным отверстием под съемник (рис. 622, вид з).

Конические штифты, затягиваемые внутренней гайкой (вид и), применимы в концевых соединениях. Опорная поверхность гайки должна быть выполнена по сфере диаметром D0, равным диаметру отверстия вала.

В этих конструкциях необходимо совместное развертывание отверстий под штифты в ступице и вале.

В слабонагруженных соединениях применяют радиальные штифты, запрессованные в вал и входящие свободными концами в пазы на ступицах (виды к—м).

В соединениях для самых легких нагрузок крутящий момент иногда передают шариком, установленным в сферическую лунку на валу; противоположной стороной шарик входит в полукруглый паз на ступице (вид н)

На виде (о) показано более прочное соединение с помощью шариков, установленных на стыке торца детали и упорного буртика вала. Применение шариков в данном случае вызвано стремлением снизить концентрацию напряжений в насадной детали (выполненной из легкого сплава). Необходимо точное изготовление полусферических гнезд, иначе шарики будут работать в незатянутом состоянии.

В аналогичном соединении вида (п) крутящий момент передается полусферическими головками штифтов, запрессованных в буртик вала.