Долговечность и техническое устаревание

Долговечность машин

Долговечность и техническое устаревание. Повышение долговечности тесно связано с проблемой технического устаревания машин. Устаревание наступает, когда машина, сохраняя физическую работоспособность, по своим показателям перестает удовлетворять промышленность в силу повышения требований или появления более совершенных машин.

Признаками устаревания являются пониженные по сравнению со средним уровнем показатели надежности, качества продукции, точности операций, производительности, расхода энергии, стоимости труда, обслуживания и ремонтов и как общий результат — пониженная рентабельность машины. Главным последствием устаревания является снижение роста производительности на единицу рабочей силы, являющегося основным показателем экономического прогресса.

Безусловное устаревание наступает в двух случаях: при переходе на новую продукцию (полная смена технологического процесса); при новых рабочих процессах или появлении принципиально новых конструктивных схем, позволяющих создать машины, превосходящие по показателям старые образцы.

Примером устаревания последнего вида может служить переворот, произведенный в авиации появлением турбореактивных двигателей, почти полностью вытеснивших поршневые двигатели внутреннего сгорания. 

Однако подобные коренные и быстропротекающие перемены происходят не часто. В условиях постепенного совершенствования техники проблема устаревания стоит иначе. Во-первых, в большинстве случаев, особенно у машин напряженного класса, физический износ наступает задолго до технического устаревания. Например, физический ресурс грузовых автомобилей при интенсивной эксплуатации исчерпывается за 5—6 лет, тогда как по технико-экономическим показателям они могли бы полноценно работать в течение более длительного времени. Во-вторых, существуют эффективные способы предупреждения устаревания машин.

Главным из них является конструирование машин с учетом динамики развития машинопотребляющей отрасли промышленности. В конструкцию исходной модели должны быть заложены резервы производительности, мощности, полезной отдачи, диапазона выполняемых операций, что позволяет последовательно модернизировать машину и поддерживать ее показатели на уровне возрастающих технических требований без смены основной модели и, следовательно, без ломки производства, неизбежной при переходе на выпуск новой модели. У машин, находящихся в эксплуатации, наличие резервов обеспечивает возможность их форсирования по мере роста потребностей производства.

Наиболее действенное средство предупреждения устаревания — повышение степени использования машины в эксплуатации. Чем в более короткий срок машина отрабатывает заложенный в нее ресурс долговечности, т. е. чем ближе срок службы к долговечности, тем меньше вероятность ее устаревания. Сокращение срока службы до 3—4 лет практически гарантирует машину от устаревания.

Сокращение срока службы отнюдь не означает уменьшения продукции машины. Как показано выше, суммарная отдача машины определяется не сроком службы, а продолжительностью ее фактической работы, т. е. в конечном счете долговечностью.

Задача снижения срока службы при неизменной долговечности сводится к всемерной интенсификации использования машин.

Для технологических машин, работающих по календарному режиму, наибольшее значение имеет увеличение числа рабочих смен и повышение степени загрузки.

Основные конструктивные предпосылки интенсификации: 1) универсализация, т. е. расширение диапазона выполняемых машиной операций, обеспечивающее устойчивую загрузку машины; 2) повышение надежности машин, приводящее к сокращению аварийных и ремонтных простоев.

Степень использования машин непериодического действия, например, сезонных машин, можно повысить с помощью сменного, прицепного и навесного оборудования, способствующего увеличению продолжительности их работы в году.

Быстрота и степень устаревания зависят от масштаба и технического уровня производства. На предприятиях, ускоренно наращивающих темпы производства и непрерывно совершенствующих технологический процесс, машины устаревают гораздо скорее, чем на средних и мелких предприятиях, развивающихся медленнее.

Машины, устаревшие в условиях передового производства, можно использовать на менее ответственных участках или на предприятиях меньших масштабов и с меньшей машинной оснащенностью.

Важно, что они будут продолжать производство продукции до полного исчерпания механического ресурса, пусть даже с рентабельностью, несколько пониженной по сравнению со средней народнохозяйственной.

На основании изложенного можно сказать, что техническое устаревание не является безусловным пределом на пути увеличения долговечности машин. Этот предел можно или сильно отодвинуть путем рационального выбора исходных параметров машин, или практически ликвидировать путем интенсификации их использования. Следовательно, устаревание не может служить доводом против увеличения долговечности. Это, разумеется, не освобождает конструктора от необходимости учитывать опасность устаревания, а, напротив, обязывает принять все меры к его предупреждению.