Пределы повышения долговечности

Долговечность машин

Пределы повышения долговечности. Технически достижимая долговечность в значительной мере зависит от степени напряженности машины.

У транспортных машин долговечность составляет 10—20 тыс. ч и срок службы 5—8 лет, у стационарных, например, машин-орудий, 50—100 тыс. ч, что при двухсменной работе соответствует сроку службы 15—25 лет, при трехсменной работе — 10—20 лет. При таких сроках службы становится актуальной проблема технического устаревания.

Долговечность машины можно искусственно продлить восстановительными ремонтами. Однако этот путь экономически нецелесообразен, так как иногда расходы на восстановительные ремонты во много раз превышают первоначальную стоимость машины.

В начальный период эксплуатации ремонтные расходы невелики. Затем они скачкообразно возрастают по мере текущих и средних ремонтов и, наконец, достигают значительной величины, соизмеримой со стоимостью машины, когда машина подвергается капитальному ремонту. Перед сдачей в капитальный ремонт должен быть решен вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации машины. Если оставить пока в стороне вопросы технического устаревания, то экономически целесообразным пределом эксплуатации следует считать момент, когда предстоящие расходы на капитальный ремонт приближаются к стоимости новой машины. Выгоднее приобрести новую машину, чем реставрировать старую, тем более, что новые машины всегда превосходят по качеству восстановленные, и тем более, что показатели новых машин в результате непрерывного технического прогресса всегда выше показателей старых машин. Вместе с тем с течением времени закономерно снижается стоимость новых машин в связи с неуклонной интенсификацией и совершенствованием производственных процессов.

При решении вопроса о прекращении эксплуатации, кроме того, должна быть учтена суммарная стоимость всех произведенных ранее ремонтов. В качестве ориентировочного правила можно считать, что суммарные затраты на ремонт за весь срок службы машины не должны превышать ее стоимости.

Делают попытки нахождения оптимальной долговечности, т. е. такой, при которой себестоимость продукции машины минимальна. Исходят из следующих предпосылок. Себестоимость продукции равна сумме постоянных расходов (рис. 8, а, линия с—с), не зависящих от продолжительности эксплуатации (энергия, материалы, труд и др.), и переменных, зависящих от продолжительности эксплуатации; амортизационных расходов (кривая 1), обратно пропорциональных продолжительности эксплуатации, и годовых ремонтных расходов (кривая 2), возрастающих с увеличением продолжительности эксплуатации вследствие износа машин.

Себестоимость продукции в зависимости от срока службы

Изменение себестоимости Сб продукции в функции продолжительности эксплуатации выражается уравнением

Изменение себестоимости Сб продукции в функции продолжительности эксплуатации

где Рп — постоянные расходы; С — стоимость машины; Н — продолжительность эксплуатации; Рм — ремонтные расходы.

Суммирование составляющих дает себестоимость продукции в функции Н (жирная линия). Кривая себестоимости имеет минимум; долговечность, соответствующую этому минимуму, предлагают считать оптимальной.

Трактовка эта слишком упрощена, чтобы ею можно было практически пользоваться. Во-первых, в большинстве случаев переменные расходы незначительны по сравнению с постоянными; если даже кривая себестоимости продукции имеет минимум, то он выражен слабо. Машины, превысившие срок оптимальной долговечности, могут еще длительное время выдавать продукцию, хотя и с несколько меньшей рентабельностью. Во-вторых, не учитывается суммарная стоимость ремонтов ∑Рм за весь период эксплуатации машины. Так, в случае, приведенном на рис. 8, а, где ремонтные расходы в последний год эксплуатации приняты равными стоимости машины (отрезки cd), суммарные расходы на ремонт (площадь между кривой 1 ремонтных расходов и прямой с—с постоянных расходов) равны четырем стоимостям машины, что явно завышено.

При введении разумных пределов суммарной стоимости ремонтов картина меняется. Если задаться, например, условием, чтобы стоимость ремонтов не превосходила стоимость машины, то для каждого заданного срока службы получается определенный минимум себестоимости (жирные кривые, рис. 8, б). С увеличением срока службы минимумы снижаются и становятся все менее выраженными. Огибающая минимумов непрерывно падает с увеличением срока службы. Таким образом, при ограниченной известным пределом суммарной стоимости ремонтов понятие оптимальной долговечности исчезает; себестоимость продукции с увеличением долговечности непрерывно снижается.

Следует указать, что рассуждения об оптимальной долговечности не учитывают динамику изменения постоянных расходов, которые, как правило, имеют тенденцию к снижению (уменьшение стоимости энергии, материалов и расходов на труд в результате автоматизации и совершенствования производственного процесса). Это снижение может еще больше изменить картину в пользу больших сроков службы.