Срок службы машины

Долговечность машин

Срок службы машины — это общая продолжительность пребывания ее в эксплуатации (в годах) до исчерпания ресурса долговечности. Для машин непериодического действия срок службы определяется как частное от деления долговечности, выраженной числом операций (единиц работы), на их среднее число в году.

Например, срок службы автомобиля, рассчитанного на суммарный пробег L км,

Срок службы автомобиля

где ηреж — коэффициент режима; l — средний километраж, проходимый автомобилем в год.

Для машин, долговечность которых исчисляют в единицах времени, срок службы (в годах) равен частному от деления долговечности D на коэффициент использования ηисп, характеризующий среднюю за период работы машины степень фактического ее использования за вычетом всего холостого времени. С учетом коэффициента режима

Dolgovethnost 3

Коэффициент использования в общем случае

Коэффициент использования

Коэффициент сезонности ηсез — отношение продолжительности сезона работы машины к общему числу дней в году;

Коэффициент сезонности

К числу машин, продолжительность действия которых ограничена климатическими и сезонными условиями, принадлежат большинство сельскохозяйственных машин, дорожные, снегоуборочные машины, судовой транспорт с ограниченным периодом навигации.

Для некоторых категорий машин (специализированные сельскохозяйственные машины, например, картофелеуборочные, хлопкособирательные) ηсез = 0,05—0,20.

Для машин, используемых круглый год, ηсез = 1.

Коэффициент выходных дней ηвых — отношение числа рабочих дней в году к общему числу дней в году. При пятидневной рабочей неделе число рабочих дней 52·5 = 260, а за вычетом выходных дней — 255 дней.

Следовательно, ηвых = 255/365 = 0,7. Этот коэффициент действителен для машинного оборудования, работающего по календарному режиму. Для агрегатов, работающих беспрерывно в течение всего года (доменные агрегаты, оборудование теплосиловых станций), ηвых = 1.

Коэффициент сменности ηсм — отношение продолжительности смен в часах, в течение которых работает машина, к числу часов в сутках; ηсм = hсм/24.

При 8-часовом рабочем дне и одно-, двух- и трехсменной работе соответственно ηсм = 0,33; 0,66 и 1.

Коэффициент ремонтных простоев ηрем — среднее отношение продолжительности hф фактической работы машины к сумме продолжительности фактической работы и продолжительности hрем простоев машин в ремонте:

Коэффициент ремонтных простоев

Этот коэффициент зависит в первую очередь от надежности машины, определяющей длительность межремонтных сроков и объем ремонтных работ, а также от уровня организации ремонта. Величина ηpем определяется также длительностью пребывания машины в эксплуатации. Будучи незначительными на первых этапах эксплуатации, ремонтные простои прогрессивно возрастают по мере износа машины и к концу срока службы могут достигать больших значений.

Для технологических машин, работающих по календарному режиму, в среднем ηрем = 0,85—0,95. Для других категорий машин цифры варьируют в широких пределах.

Для машин сезонного и резко непериодического действия ηрем = 1, так как эти машины ремонтируются почти всегда в периоды их бездействия.

Коэффициент машинного времени ηмаш — отношение машинного времени hмаш (времени фактической работы) к сумме машинного и вспомогательного времени hвсп (времени, затрачиваемого на установку и снятие изделий, настройку и регулировку машины, обслуживание и уход):

Коэффициент машинного времени

Этот коэффициент действителен для машин-орудий с ручным управлением, обслуживаемых операторами (например, металлообрабатывающие станки, кузнечнопрессовое оборудование). Величина ηмаш зависит от типа оборудования, совершенства организации рабочего процесса, размеров партий обрабатываемых изделий. Для металлорежущих станков в среднем ηмаш = 0,8—0,9. С увеличением степени автоматизации величина ηмаш приближается к единице.

Коэффициент загрузки ηзаг — отношение hф продолжительности фактической работы машины к сумме фактической работы машины и холостого времени hхол — простоев за тот же период, вызванных производственной невозможностью обеспечить полную загрузку машины:

Коэффициент загрузки

Низкий коэффициент ηзаг имеют машины, работающие вне часового графика, и машины непериодического действия с нерегламентированной загрузкой (вспомогательные, аварийные, ремонтные).

В условиях непрерывного производства недогруженными бывают специализированные машины, выполняющие узкий круг операций при изготовлении деталей ограниченной номенклатуры, и машины, производительность которых превышает среднюю производительность смежного машинного оборудования.

Как правило, низкое значение коэффициента ηзаг у технологических машин является следствием дефектов производственного планирования, неправильного подбора оборудования по численности, типажу и производительности, а также нестабильности профиля продукции.

В производствах со сменяющимися объектами величина ηзаг зависит от типа объекта, находящегося в данный момент в производстве, характера обработки его деталей и, следовательно, может изменяться во времени. Например, при обработке деталей с преобладанием токарных операций будут загружены станки токарной группы; другие станки (фрезерные, расточные) будут недогружены или простаивать.

В мелкосерийном производстве ηзаг = 0,7—0,75; в серийном 0,8—0,85; в крупносерийном 0,9—0,95. При непрерывно-поточном массовом, стабильном во времени производстве ηзаг = 1.

Коэффициент вынужденных простоев ηпр — среднее отношение продолжительности фактической работы машины hф к сумме hф и времени hпр простоев, вызванных неполадками и неисправностями, устраняемыми на месте:

Коэффициент вынужденных простоев

Значение этого коэффициента для надежно выполненных и правильно эксплуатируемых машин близка к единице. У машин с дефектами конструкции или работающих при неквалифицированном обслуживании ηпр может быть значительно меньше единицы.