Исключение возможности (способы предупреждения) неправильной сборки

Исключение возможности (способы предупреждения) неправильной сборки

В ряде случаев мелкие на вид и труднообнаруживаемые ошибки установки деталей могут привести к нарушению работы узла и даже к авариям. В таких случаях нельзя прибегать к полумерам, например, к указанию правильного положения деталей при сборке с помощью меток, рисок, клейм и т. д. Единственное правильное решение состоит в том, чтобы с помощью конструктивных мер обеспечить сборку деталей только в необходимом положении.

В узле крепления крышки подшипника (рис. 768) крышка зафиксирована относительно корпуса двумя контрольными штифтами 1 (вид а). Ошибка заключается в симметричности расположения штифтов: не исключено, что крышку установят повернутой на 180° по сравнению с исходным положением, в результате чего будут нарушены цилиндричность ложа и совпадение торцов, достигнутые при предшествующей механической обработке в сборе. Асимметричное расположение штифтов (виды в) исключает возможность неправильной сборки.

Способы предупреждения неправильной сборки

Способы предупреждения неправильной сборки

В подшипнике скольжения (вид г) вкладыши установлены в разъемном корпусе: верхний на маслоподводящем штуцере 2, нижний на контрольном штифте 3 того же диаметра, что и штуцер. При сборке можно ошибиться, установив нижний вкладыш наверх, а верхний вниз. Возможность ошибки устраняется, если штуцер и контрольный штифт 3 сделать разного диаметра (вид д).

В узле посадки подшипниковой втулки (виды е—и) втулка должна быть установлена так, чтобы маслоподводящее отверстие в корпусе совпало с отверстием во втулке. В конструкции (е) втулку можно по ошибке повернуть на 180°, вследствие чего маслоподводящее отверстие будет заглушено.

В конструкции (ж) возможность неправильной сборки устранена введением контрольного штифта 4. Для снижения требований к точности расположения отверстия на входе в отверстие предусмотрена лыска.

Другое решение состоит в том, чтобы проделать во втулке два диаметрально противоположных отверстий с лысками (вид з).

В конструкции (и) во втулке проделана кольцевая канавка, обеспечивающая подачу масла при любом положении втулки.

На видах (к—м) показана крышка 5, сообщающая торцовым пазом два масляных отверстия в корпусе. Конструкция (к) неправильна: крышку можно по ошибке установить на крепежных болтах так, что отверстия в корпусе будут перекрыты. Обеспечить правильную работу узла можно, проделав паз не в крышке, а в корпусе (вид л) или заменив паз в крышке цилиндрической выточкой (вид м).

На рис. 769, а—в изображена установка фланца с внутренним крепежным платиком m. При симметричном расположении крепежных болтов (вид а) не исключена возможность смещения платика с нужного углового положения. Во избежание этого необходимо или установить фланец на контрольном штифте 1 (вид б), или расставить крепежные болты асимметрично. Достаточно смещения одного болта на угол α = 5—10° (вид в), чтобы гарантировать правильную сборку.

Способы предупреждения неправильной сборки

На видах (г—и) показаны варианты ввертывания шпилек в корпус. В конструкции (г) копцы шпилек имеют одинаковую резьбу, но разную длину нарезной части: возможна ошибочная установка шпильки в корпус.

Мало помогает введение различных признаков — придание концам шпильки разной конфигурации, например, заправка одного конца ни сферу (вид д) или устранение гладкого пояса на другом конце (вид е).

Возможность неправильной сборки исключается, если резьбу на концах шпильки выполнить с разным шагом (вид ж) или, лучше, с разным диаметром (вид з).

Можно также придать концам шпильки совершенно одинаковую конфигурацию и одинаковые осевые размеры (вид и), что делает положение шпильки при сборке безразличным.

Принцип безразличной сборки исключает возможность ошибок и повышает производительность сборочных операций, освобождая сборщика от затраты времени на выбор правильного положения детали.

На рис. 769, (к) изображена запрессованная в корпус втулка, имеющая на одной стороне пологую заходную фаску (с) для установки подшипников качения. При ошибочной сборке фаска окажется на противоположной стороне, вследствие чего установка подшипника будет затруднена. В конструкции (л) фаски сняты с обеих сторон, и положение втулки при сборке становится безразличным.

Невыгодны крепежные гайки с односторонней фаской (виды м, о), так как сборщик должен следить за правильной установкой гаек; в условиях механизированной сборки необходима ориентированная подача гаек к завертывающему инструменту. Как правило, следует применять гайки с двусторонней фаской (виды н, п), которые можно устанавливать любой стороной. Равным образом следует избегать применения подкладных шайб асимметричной формы (вид м), заменяя их симметричными (вид н).

В узле масляного уплотнения с разрезными пружинами кольцами (вид р) корпус 2 уплотнения вследствие асимметрии его формы должен быть установлен только в одном положении. При ошибочной установке (вид с) конструкция становится неработоспособной. В конструкции (m) корпус сделан симметричным; правильная работа узла обеспечивается при любом расположении корпуса.