Последовательность сборки

Последовательность сборки

При последовательной установке нескольких деталей с натягом следует избегать посадки по одному диаметру (рис. 757, а, в, д). Необходимость продевать детали через посадочную поверхность усложняет монтаж и демонтаж и вызывает опасность повреждения поверхностей. В таких случаях целесообразно применять ступенчатые валы с диаметром ступеней, последовательно возрастающим в направлении сборки (виды б, г, е).

Особенно затруднительна сборка большого числа деталей на длинных валах при посадках с натягом (рис. 758, а). Это затруднение при монтаже можно преодолеть, нагревая насаживаемые детали до температуры, допускающей свободное надевание их на вал (хотя эта операция усложняет сборку); при демонтаже такой возможности нет.

Правильная конструкция со ступенчатым валом показана на виде б.

Сборка по нескольким посадочным поясам

Если ступеней много, то во избежание чрезмерного увеличения диаметра последних ступеней вала приходится отказываться от стандартных диаметров и вводить индивидуальные размеры.

Посадка дисков

Перепад ступеней в этом случае доводят до минимальных размеров (порядка нескольких десятков миллиметра), достаточных для свободного надевания деталей. Лучше, если сборку ведут с двух сторон вала (вид в). В этом случае обработка вала и ступиц упрощается; число номинальных диаметров, номенклатура специального режущего (развертки, протяжки) и мерительного инструмента (скобы, пробковые калибры) уменьшаются вдвое.

Если детали устанавливают на вал по посадке Н7/h6 или Н7/g6, то выгоднее выполнять вал гладким. Это относится и к варианту посадки на шлицах (вид г): применение ступенчатой посадки сильно усложняет изготовление узла, так как для каждой ступицы нужны особые протяжки, и при центрировании по внутреннему диаметру шлицев — еще особые червячные фрезы для каждой ступени вала.

Посадка по двум поясам

При монтаже по двум посадочным поясам необходимо соблюдать правильную последовательность введения детали в посадочные отверстия. Если деталь сначала входит в первый (по ходу движения) пояс, и между торцом детали и вторым посадочным поясом остается зазор m (рис. 759, а), то вследствие неизбежного перекоса монтаж становится затруднительным, а при посадках с натягом зачастую и невозможным. Также следует избегать одновременного входа детали в посадочные пояса (виды б). Правильные конструкции показаны на видах (в). Деталь должна сначала войти во второй посадочный пояс на расстояние n (практически 2—3 мм), достаточное для ее направления, после чего войти в первый пояс.