Съемные устройства (съемники) при разборке узлов

Съемные устройства для разборки

Съемные устройства обязательны в соединениях деталей с натягом, с применением герметизирующих составов, в соединениях с труднодоступным расположением деталей, а также в соединениях, работающих при циклических нагрузках, когда возможно появление наклепа и фрикционной коррозии.

Простейший способ облегчения разборки включение в детали элементов, допускающих применение съемников: закраин, реборд, резьбовых поясов, нарезных отверстий и т. д. В некоторых случаях съемники вводят в конструкцию детали.

На рис. 760 показана посадка втулки с натягом в корпусную деталь. Конструкция (а) с трудом поддается разборке. Разборку можно облегчить, увеличив высоту реборды m (вид б), введя кольцевой зазор h (вид в) или выборку q между ребордой и корпусом под демонтажный инструмент (вид г), просверлив резьбовые отверстия s во втулке (вид д) или t в корпусе (вид е) под винты-съемники. Резьбовых отверстий должно быть не меньше трех (под углом 120°) для того, чтобы обеспечить извлечение детали без перекосов.

Съемные устройства

На рис. 761 изображены съемные устройства для снятия плотно посаженных ступиц с цилиндрических поверхностей. В конструкциях (а, б) на ступице предусмотрена резьба под съемник. В конструкциях (в, г) съемниками служат кольцевые стопоры, заведенные в ступицу.

Съемные устройства для плотно посаженных ступиц

В конструкциях (д, е) применена система дифференциальной резьбы. Затяжная гайка снабжена двумя поясами резьбы с разным шагом; при отвертывании гайка снимает ступицу с вала.

На рис. 762 приведены примеры включения съемных элементов в конструкцию деталей (съемные элементы обозначены буквой m). В конструкции клапанного седла, запрессованного на конусе (вид а), сменить седло практически невозможно. Соединение можно сделать разборным, если увеличить отверстие корпуса по отношению к кромкам седла (вид б) или придать седлу обратно-конический профиль (вид в). Тогда можно выпрессовывать седло, приложив силу с верхней стороны седла.

Съемные устройства

Буксы сальников (вид г) нередко прикипают вследствие выдавливания набивки в зазор между буксой и валом. Извлечь прикипевшую буксу из сальника трудно, если не предусмотреть на буксе съемный элемент, например, реборду (вид д). Наилучший способ — это установка стопорного кольца в накидной гайке (вид е). При такой конструкции букса выходит из сальника одновременно с отворачиванием гайки.

Для облегчения выпрессовки пальца из проушины (вид ж) необходимо предусмотреть нарезное отверстие под съемники (вид з).

На видах (и, к) показан узел запрессовки втулки. В конструкции (и) выпрессовать втулку можно, лишь повредив ее, например, если ввернуть во втулку конический нарезной стержень. В конструкции (к) втулка выпрессовывается упором в торец.

В последнее время для демонтажа соединений, выполненных по посадкам с натягом, применяют способ гидросъема (рис. 763, а) путем подачи на посадочные поверхности масла под давлением 150—200 МПа.

Схемы гидросъема

На рис. 763, б показан способ гидравлической выпрессовки втулки из глухого отверстия. В отверстие втулки, предварительно залитое маслом, вводят плунжер и ударом по плунжеру выпрессовывают втулку из посадочного гнезда.

Связанные материалы