Стопорение контргайками (рис. 290) применяют редко вследствие недостаточной надежности Этому способу присущ и другой недостаток: при затяжке контргайка 1 (рис. 290, I), вытягивая болт, принимает на себя всю нагрузку, в то время как основная гайки разгружается (рис. 291). Это заставляет иногда применять обратную схему: контргайку располагают под основной гайкой (рис. 290, II), что обеспечивает более благоприятное распределение сил. Иногда контргайку делают одной высоты с основной гайкой (рис. 290, III).
Контргайки незаменимы в тех случаях, когда требуется бесступенчатая фиксация положения гайки на болте, особенно при значительном перемещении гайки вдоль болта. Примеры таких узлов изображены на рис. 292 (контргайка затягивает резьбу стержня, опираясь на деталь, в которую ввернут стержень).
Часто применяют стопорение контргайкой в узлах регулирования осевого натяга подшипников качения (рис. 293).
На рис. 294, 295 показаны специальные конструкции контргаек.
На рис. 296 изображены конические контргайки, при применении которых увеличивается сцепление между контргайкой и основной гайкой. Для повышения сцепления в резьбе конические контргайки снабжают прорезями, увеличивающими податливость конуса в радиальном направлении (рис. 296, II, III). Излишняя податливость конуса может затруднить полную затяжку вследствие заклинивания гайки на резьбе на последних стадиях затяжки. Недостаток конических контргаек усложнение обработки посадочных поверхностей конуса и возникновение повышенных напряжений смятия на опорных поверхностях.
На рис. 297 изображена упругая контргайка Палиэт (по названию фирмы «Polnut», выпускающей эти гайки). Гайку изготовляют из листовой закаленной стали. Она имеет один виток резьбы, образованный отгибом по винтовой линии внутренних лепестков. К достоинствам этой конструкции следует отнести ее малую массу и наличие некоторой упругости, обеспечивающей более надежное сцепление гайки с болтом. В последнее время упругие контргайки выполняют как одно целое с основной гайкой.