Стопорение разных деталей.
Стопорение полых винтов. На рис. 423, I—IV даны способы стопорения полых винтов, довольно часто применяемых в машиностроении. На рис. 423, VI показан способ стопорения пружинным фиксатором (а), перемещающимся по треугольным шлицам в гайке и сцепляющимся квадратным хвостовиком с корпусом. Для освобождения гайки фиксатор утапливают.
Способы стопорения полых винтов для случая затяжки внутренних деталей в отверстиях показаны на рис. 424.
На рис. 425, I, II приведены способы стопорения полых винтов для случая, когда винт должен фиксироваться в любом осевом положении. Стопорение достигается затяжкой (или распором разрезной части винта при помощи конуса.
Стопорение ниппельных соединений. Для стопорения элементов ниппельных соединений чаще всего применяют вязку проволокой. На рис. 426—428 приведены примеры стопорения ниппельных соединении. На рис. 429 изображен гидроузел со стопорением всех завертных элементов вязкой.
Клеммное стопорение. Клеммное стопорение нарезных стержней применяется в тех случаях, когда конфигурация охватывающей детали допускает образование клеммы (рис. 430).
Этот способ обеспечивает бесступенчатую фиксацию стержня, и поэтому его часто применяют для стопорения нарезных толкателей в конструкциях привода рычагами, коромыслами, траверсами и т. д.
Стопорение пластически деформируемыми вставками. Для стопорения нарезных стержней часто применяют способ, показанный на рис. 431. Головка стержня делается рифленой и утапливается в отверстии с ответными рифлениями. В промежуток между рифлениями головки и отверстия зачеканивают кольцо из мягкого металла (чаше всего из свинца). Затекая в рифления, металл надежно стопорит стержень. Этот способ часто применяют в соединениях, нуждающихся в опломбировании, например, в контрольных пробках приборов.
Иногда стопорение по этому способу осуществляется запивкой или опрессовкой головки пластиками.
На рис. 432, I—VI изображены способы стопорения колпачковых и фасонных гаек на валах центробежных машин. В конструкции на рис. 432, III гайку (а), завертываемую за шлицы (б), стопорят колпачком (в). Колпачок надевают на гладкий хвостовик вала; он заходит своими шлицами в шлицы гайки и стопорится пружинными фиксаторами (г). Стопорение может быть осуществлено на углах поворота гайки, соответствующих числу шлицев.
На рис. 432, IV показан способ, допускающий фиксацию через малые углы. В данном случае хвостовик вала шлицованный, число шлицев на единицу меньше числа шлицев гайки. По известному из теории нониусов (верньеров) соотношению, угол поворота между возможными последовательными положениями фиксации ранен 1/(z1z2), где z1 и z2— соответственно число шлицев на валу и в гайке.
Пробки. На рис 433, I, II изображены способы стопорения поворотными пружинами часто отвертываемых пробок. Для освобождения пробки достаточно вывести пружину из зацепления с фиксирующими элементами пробки и отвести пружину в сторону.
На рис. 434 показаны способы установки пробок с герметизацией соединения и со стопорением наглухо. При затяжке пробка садится на опорную поверхность буртиком (рис. 434, I), конусом (рис. 434, II) или кольцевым шипом (рис. 434, III) и сминает металл корпуса, перемещая витки резьбы по направлению к центру пробки. Тем самым достигается герметичность соединения и надежное стопорение втулки. Способ применяется для пробок, устанавливаемых наглухо.
Парное и групповое стопорение. В случае парного или группового расположения крепежных деталей стопорение облегчается тем, что стопор может быть закреплен смежной крепежной деталью. На рис. 435—441 даны наиболее распространенные способы стопорения парных болтов и гаек.
Очень часто применяют вязку проволокой, пропускаемой через отверстия в гранях гаек (рис. 435) или в головках болтов (рис. 436). Для корончатых гаек применяют вязку через отверстия в болте и пазы в гайке (рис. 437).
Важно соблюдать следующее правило: при затяжке проволоки скручиванием ее концов должен создаваться момент, направленный в сторону завертывания гаек.
Для гаек с правой резьбой это условие сводится к тому, что наклон вяжущей проволоки между смежными деталями (на виде сверху) должен быть левым (рис. 438, II). Обратное расположение (правый наклон) недопустимо, так как при скручивании концов проволоки возникает момент, стремящийся отвернуть гайку (рис. 438, I); стопорение в данном случае не обеспечивается.
Недопустимо и направление вязки показанное на рис. 439, при котором натяжение проволоки способствует отвертыванию одной из гаек.
С течением времени проволока ослабевает: стопорение становится ненадежным. По этой причине вязку применяют преимущественно для близко расположенных крепежных деталей, где этот недостаток выражен менее резко.
Надежнее стопорение подкладными пластинками с отгибными лапками, заводимыми на грани гаек (рис. 440, I—IV). Следует отметить, что конструкция на рис. 440, III вызывает довольно значительный эксцентриситет нагрузки на гайки и применима только для неответственных соединений.
На рис. 441, I—VI изображены применяемые формы пластинок с отгибными лапками. Пластинка на рис. 441, IV снабжена компенсатором, позволяющим регулировать расстояние между осями отверстий; в конструкции на рис. 441, V та же цель достигается приданием отверстиям продолговатой формы.
Стопорные пластинки изготовляют из мягкой листовой стали; после однократного пользования пластинки заменяют новыми.
Для группового стопорения (например, болтов, расположенных на цилиндрических фланцах) применяют те же приемы: вязку проволокой (рис. 442), стопорение подкладными элементами с отгибными лапками (рис. 443, I, II).
На рис. 444 изображено стопорение болтов привертной кольцевой пластиной с вырезами под шестигранники.