Автоматические блокирующие устройства машин

Блокирующие устройства машин и агрегатов

Машины и агрегаты должны быть надежно защищены от поломок, происходящих в результате неосторожного или неумелого обращении с ними обслуживающего персонала. Возможность неправильного обращения должна быть полностью исключена конструктивными мерами.

В машины-орудия следует вводить автоматические блокирующие устройства, выключающие машину или ее механизмы при переходе за опасные значения ходов и перемещений. В переключающих и переставных механизмах должны быть предусмотрены средства, предупреждающие возможность одновременного включения.

На рис. 795, а показан ручной привод распределительных кранов. По условиям работы требуется, чтобы каждый из кранов мог быть повернут лишь при вполне определенном положении другого крана. Эта задача решается установкой фиксатора 1, управляемого дисками 2, жестко связанными с приводными рукоятками. Поворот рукоятки 3 запирает через фиксатор рукоятку 4. Поворот рукоятки 4 возможен только про вполне определенном положении рукоятки 3.

Блокирующие устройства

На рис. 795, б показано блокирующее устройство, широко применяемое в конструкции коробок скоростей с перестановкой зубчатых колес с помощью тяг. Перемещение переключающей тяги 5 возможно только при запертых тягах 6, 7, перемещение тяги 6 — при запертых тягах 5, 7, перемещение тяги 7 — при запертых тягах 5, 6. Таким образом, это устройство допускает включение каждого из колес лишь после вывода из зацепления остальных.

Часто задачу можно решить введением механических связей между переставляемыми элементами с централизованным приводом единой рукояткой (однорукояточное управление).

В конструкциях кнопок ручного управления должна быть предупреждена возможность случайных включений. Выступающие кнопки (рис. 796, а) недопустимы; во избежание случайного нажатия кнопку следует утапливать (вид б).

Предупреждение случайного включения кнопки