Внешний вид и отделка машин (изделий)

Внешний вид и отделка машин

Машина и ее корпусные детали должны иметь плавные очертания. Это — важное условие облегчения ухода за машиной.

Нежелательны высокие ребра, входящие углы, впадины, в которых скапливается влага, грязь и пыль и которые затрудняют обтирку и мойку машины. Наружные ребра (рис. 797, а) целесообразно заменять внутренними (вид б). Рекомендуется избегать расположения крепежных деталей в нишах (вид в); лучше выводить их за поверхность детали (вид г).

На рис. 797, д показана плохая конструкция лапы корытного сечения. Между ребрами лапы образуется грязевой мешок; очищать полость от грязи трудно. На виде (е) показана более правильная, закрытая сверху конструкция. Наиболее целесообразна закрытая коробчатая конструкция (ж).

Рекомендуется избегать крышек с углублениями (вид з); их лучше выполнять плоскими (вид и) или слегка выпуклыми (вид к).

Устранение углублений и выступающих частей

В узле крепления облицовки смотрового стекла (вид л) выступающие головки крепежных болтов портят внешний вид и затрудняют обтирку. Конструкция (м) улучшена заменой болтов винтами с потайными головками. В наиболее целесообразной конструкции (н) наружная поверхность гладкая; облицовка крепится с внутренней стороны корпуса шпильками, приваренными контактной сваркой к облицовке.

Кроме технической, следует учитывать и эстетическую сторону. Внешний вид изделия выигрывает при гладких, плавных очертаниях, при выпуклых сводчатых формах, которые условно называют «зализанными» или обтекаемыми.

Эстетика машины — это прежде всего техническая целесообразность. Красивы машины с рациональной компоновкой и с целесообразной силовой схемой, обусловливающих собранность и компактность форм. Некрасивы машины с разбросанными узлами, с открытыми рабочими органами, с проемами и пустотами между структурными элементами.

Стремясь к максимальной компактности и плавности наружных очертаний, не следует превращать машины в гладкие коробки. Целесообразно выдерживать определенный архитектурный рисунок, согласованный с конфигурацией машины и подчеркивающий общий ее горизонтальный или вертикальный строй. Этот рисунок можно создать рельефным выделением главных структурных элементов, введением карнизов, ребер, стыковых рантов и т. д.

Машина коробчатой формы с гладкими стыками (рис. 798, а) производит впечатление тяжелой глыбы металла. Машина становится более стройной и легкой на вид, если придать чередующимся горизонтальным составляющим несколько различную длину и ширину и ввести ранты по контуру стыков (вид б).

Оформление корпуса машины

Стыковые ранты имеют не только декоративное, но и практическое назначение. Опиловкой рантов можно исправить неточности литья и добиться совпадения контуров соприкасающихся поверхностей.

Поверхности, панели и щитки большой протяженности целесообразно оживлять рельефом простого и строгого рисунка, согласованного с формой машины, например, в виде параллельных ребер, направленных горизонтально или вертикально в зависимости от общего строя машины. Кроме того, рельефы увеличивают жесткость щитков.

Особое внимание следует обращать на расположение, внешний вид и отделку органов управления и контроля. Они должны быть установлены поблизости от поста оператора — в месте, удобном для манипулирования и обзора, по возможности на одной панели. Металлические детали целесообразно полировать, хромировать или покрывать цветными эмалями. Следует избегать блестящих металлических покрытий (декоративное хромирование), утомляющих, а при ярком освещении слепящих глаза. Целесообразно применять матовое (молочное) хромирование.

Фирменные ярлыки, таблицы с указанием параметров, табличные схемы и т. д. должны быть выполнены на массивных пластинках четкими крупными знаками, изготовленными фототипией или гравированием (но не выбивкой на тонких жестяных листах), расположены на удобном для чтения месте и при необходимости (в случае установки в нишах или в ящиках) снабжены подсветкой.

Красивая, чистая отделка машины настраивает обслуживающий персонал на бережное отношение к ней.

Не следует излишне украшать изделие. Изобилие блестящих поверхностей, пестрота красок, яркие, кричащие тона отделки не улучшают, а, напротив, портят внешний вид изделия. Отделка машины должна быть технически целесообразна, соответствовать функциональному назначению деталей и способствовать удобству управления и обслуживания. Формы должны быть простыми и строгими, цвета окраски — спокойными.

Машины, работающие в закрытых помещениях, целесообразно окрашивать красками светлых тонов (голубой, светло-зеленый, светло-серый), которые обладают повышенным коэффициентом отражения и увеличивают освещенность помещения. В производствах, где на первом месте стоят требования санитарии (пищевое, медицинское), следует применять покрытия молочно-белого цвета или цвета слоновой кости.

Машины, эксплуатируемые на открытом воздухе, подверженные действию пыли, копоти, сажи, выхлопных газов, атмосферных осадков и т. д. предпочтительно окрашивать в темные цвета.

Покрытие должно быть долговечным, абразивостойким, хорошо противостоять атмосферным воздействиям, обладать высокой адгезией к металлическим поверхностям и надежно защищать металл от коррозии. Взамен масляных лакокрасочных покрытий разработаны новые, более стойкие синтетические покрытия (нитроцеллюлозные эмали, эскапоновые лаки, алкидные, фенольные и эпоксидные покрытия и др.).

Наиболее высокими качествами обладают силиконовые (кремнийорганические) покрытия, отличающиеся водо-, пыле- и грязеотталкивающими свойствами, свето- и термостойкостью.