Защита деталей от повреждений

Защита деталей от повреждений

Следует принимать меры против повреждения хрупких элементов деталей, а также точных поверхностей в результате неосторожного обращения.

Примером может служить головка цилиндра двигателя воздушного охлаждения, выполненная из алюминиевого сплава (рис. 793, а). Поломку тонких ребер можно предупредить утолщением нижнего ребра (вид б) или напрессовкой стального ребра (вид в).

Для защиты торцов шлицев от забоин при случайных ударах, падении детали и т. д. целесообразно снимать фаски диаметром D, превышающим наружный диаметр D0 шлицев (вид г), или утапливать шлицы по отношению к торцу детали (вид д).

Контрольные штифты (вид е) во избежание повреждений целесообразно утапливать в фиксируемой детали (вид ж).

Защита элементов конструкций от повреждений

Следует учитывать возможность выхода из строя наиболее напряженных деталей и принимать меры к предупреждению поломок и к предотвращению вызываемых ими серьезных аварий.

Примером может служить клапан двигателя внутреннего сгорания (рис. 794, а). При поломке клапанной пружины клапан провисает в направляющей втулке и начинает ударяться в днище поршня. Если к тому же выходят из своих гнезд конические сухари 1 крепления клапанной тарелки, то клапан проваливается в цилиндр. Тогда неизбежна серьезная авария в результате упора штока клапана в потолок камеры сгорания.

В конструкции (б) авария исключена путем установки на штоке кольцевого стопора 2 на расстоянии h от торца направляющей, несколько превышающем рабочий ход клапана.

Практически исключает возможность проваливания клапана установка двух (вид в) или трех концентрических пружин. Для предотвращения попадания витков пружины (при ее поломке), в промежутки между витками оставшейся пружины виткам смежных пружин придают противоположный наклон.

Защита от последствий поломок

На рис. 794, г изображен торсионный вал 3, служащий для упругой передачи крутящего момента от вала 4 к валу 5. Как и во всех пружинных деталях, для торсионов допускают повышенные напряжения, вследствие чего не исключена их поломка при превышении расчетного режима, например, при возникновении крутильных колебаний.

Для предупреждения перегрузки торсион заключают в шлицевую втулку 6, установленную в тех же шлицах, что и рессора, но с большим окружным зазором. Торсионный вал работает на нормальном режиме. При превышении расчетного крутящего момента нагрузку воспринимает втулка, что предупреждает поломку вала. Если же вал сломается, то крутящий момент передает втулка, хотя и с пониженной податливостью.