Резина как уплотняющий материал

Резина как уплотняющий материал

Для уплотнения применяют почти всегда резине на основе синтетических каучуков, обладающих в отличие от натуральных каучуков высокой масло-, бензо и керосиностойкостью и значительно превосходящих натуральные каучуки по химической стойкости, свето- и температуростойкости.

Наиболее широко применяют хлоропреновые каучуки, натрий-бутадиеновые каучуки, бутадиен-стирольные каучуки, бутадиен-нитрильные каучуки. Для соединений, работающих при повышенных температурах, применяют силиконовые каучуки, выдерживающие температуру до 300°С.

Резина обладает прекрасными уплотняющими свойствами вследствие высокой эластичности, податливости и способности затекать в мельчайшие углубления и неровности уплотняемых поверхностей. Как листовой прокладочный материал резину применяют редко, так как она легко выдавливается под действием силы затяжки. Резину широко применяют для уплотнения в случаях, когда сила прижатия определяется упругостью самой резины (в виде шнуров, укладываемых в канавки, и т. д.). Листовую резину применяют только в случаях, когда сила прижатия невелика, например, для уплотнения тарельчатых клапанов, нагруженных пружинами.

Некоторые трудности вызывает крепление резины к уплотняющей детали из-за свойства листовой резины легко образовывать складки. Способ, позволяющий устранить этот недостаток и вместе с тем обеспечивающий надежное крепление резинового листа, заключается в армировании резины. Уплотняющие детали такого типа получают опрессовкой с обеих сторон металлического листа с расположенными в шахматном порядке отверстиями. Затекание резины в отверстия обеспечивает прочную связь резины с листом.

Для увеличения сцепления резины с металлом на поверхность металла наносят слой латуни толщиной в несколько сотых миллиметра. Металлический лист смазывают резиновым клеем, закладывают в резиновую смесь и подвергают одновременному прессованию и вулканизации при температуре 140—150°С и давления 2—3 МПа. Таким способом получают жесткие уплотняющие блоки, обладающие всеми положительными свойствами резины.

Подобный кольцевой дисковый блок изображен на рис. 749. Блок притягивается к уплотняемой детали центральным болтом, упирающимся в выпущенные за пределы резинового кольца кромки металлического листа.

Уплотняющий блок из армированной резины

На рис. 750 показаны дисковые клапаны с резиновым уплотнением. Резину крепят к металлической поверхности вулканизацией или на клею (рис. 750, I). Для приклеивания резины к металлу применяют бутадиен-стирольные, неопреновые, силоксановые клеи и клеи на основе модифицированных эпоксидов.

Способы крепления резины к металлическим деталям

На рис. 750, II—VI изображены механические способы крепления. Способ крепления металлической шайбой (рис. 750, II) обладает тем недостатком, что края резинового диска при затяжке могут отходить от металла. В конструкции на рис. 750, III этот недостаток устранен заправкой краев резинового диска в наклонный паз. На рис. 750, IV изображен способ крепления по схеме рис. 749. В конструкции на рис. 750, V резиновое кольцо заводят в паз типа «ласточкин хвост». В конструкции на рис. 750, VI кольцо устанавливают с натягом в открытую канавку на периферии клапана.