Для уплотнения применяют почти всегда резине на основе синтетических каучуков, обладающих в отличие от натуральных каучуков высокой масло-, бензо и керосиностойкостью и значительно превосходящих натуральные каучуки по химической стойкости, свето- и температуростойкости.
Наиболее широко применяют хлоропреновые каучуки, натрий-бутадиеновые каучуки, бутадиен-стирольные каучуки, бутадиен-нитрильные каучуки. Для соединений, работающих при повышенных температурах, применяют силиконовые каучуки, выдерживающие температуру до 300°С.
Резина обладает прекрасными уплотняющими свойствами вследствие высокой эластичности, податливости и способности затекать в мельчайшие углубления и неровности уплотняемых поверхностей. Как листовой прокладочный материал резину применяют редко, так как она легко выдавливается под действием силы затяжки. Резину широко применяют для уплотнения в случаях, когда сила прижатия определяется упругостью самой резины (в виде шнуров, укладываемых в канавки, и т. д.). Листовую резину применяют только в случаях, когда сила прижатия невелика, например, для уплотнения тарельчатых клапанов, нагруженных пружинами.
Некоторые трудности вызывает крепление резины к уплотняющей детали из-за свойства листовой резины легко образовывать складки. Способ, позволяющий устранить этот недостаток и вместе с тем обеспечивающий надежное крепление резинового листа, заключается в армировании резины. Уплотняющие детали такого типа получают опрессовкой с обеих сторон металлического листа с расположенными в шахматном порядке отверстиями. Затекание резины в отверстия обеспечивает прочную связь резины с листом.
Для увеличения сцепления резины с металлом на поверхность металла наносят слой латуни толщиной в несколько сотых миллиметра. Металлический лист смазывают резиновым клеем, закладывают в резиновую смесь и подвергают одновременному прессованию и вулканизации при температуре 140—150°С и давления 2—3 МПа. Таким способом получают жесткие уплотняющие блоки, обладающие всеми положительными свойствами резины.
Подобный кольцевой дисковый блок изображен на рис. 749. Блок притягивается к уплотняемой детали центральным болтом, упирающимся в выпущенные за пределы резинового кольца кромки металлического листа.
На рис. 750 показаны дисковые клапаны с резиновым уплотнением. Резину крепят к металлической поверхности вулканизацией или на клею (рис. 750, I). Для приклеивания резины к металлу применяют бутадиен-стирольные, неопреновые, силоксановые клеи и клеи на основе модифицированных эпоксидов.
На рис. 750, II—VI изображены механические способы крепления. Способ крепления металлической шайбой (рис. 750, II) обладает тем недостатком, что края резинового диска при затяжке могут отходить от металла. В конструкции на рис. 750, III этот недостаток устранен заправкой краев резинового диска в наклонный паз. На рис. 750, IV изображен способ крепления по схеме рис. 749. В конструкции на рис. 750, V резиновое кольцо заводят в паз типа «ласточкин хвост». В конструкции на рис. 750, VI кольцо устанавливают с натягом в открытую канавку на периферии клапана.