Холодная клепка заклепок

Холодная клепка

При холодном клепании усадка заклепки происходит только в результате пластической деформации материала заклепки при расклепывании. Осевая сила, стягивающая соединяемые детали, при холодном клепании меньше, чем при горячем, и зависит от степени пластической деформации заклепок, которая может колебаться в значительных пределах и имеет более или менее постоянную величину только при машинном клепании, например, гидравлическом.

В противоположность горячеклепаным соединениям прочность данного соединения определяется главным образом сопротивлением заклепок срезу. Силы трения на стыке способствуют разгрузке заклепок от среза и смятия.

Основная задача при конструировании холодноклепаных соединений обеспечить правильную работу заклепок на срез в первую очередь путем беззазорной установки заклепки в отверстии. В ответственных соединениях обязательна совместная обработка отверстий под заклепки в соединяемых деталях. Заклепки целесообразно устанавливать в отверстия на посадках с натягом (для чего в большинстве случаев необходимо точно обрабатывать не только отверстия, но и стержни заклепок). При установке заклепок с зазором пластическая деформация должна быть достаточной для того, чтобы стянуть соединяемые детали и обеспечить расплющивание стержня до выбора зазора и плотного прилегания стержня к стенкам отверстия, особенно в плоскости стыка соединяемых деталей, поэтому выгоднее применять заклепки не с плоскими, сферическими и другими подобными головками (рис. 23, а, б), опирающимися на поверхности склепываемых деталей, а с головками впотай (виды в—ж), при которых сила расклепывания передается в значительной степени на стержень, раздавая его в поперечном направлении.

Заклепки для холодного клепания

При холодном клепании рекомендуется применять потаи с углом 75—60° и даже 45° (виды д—ж) для облегчения раздачи стержня заклепки. Конические заклепки (вид з) запрессовывают в совместно развернутое в деталях гнездо и фиксируют расклепыванием с двух сторон.

Целесообразны заклепки с углублениями в головках (виды и—л) под пуансоны, уплотняющие нейтральную часть стержня.

Полые заклепки раздаются прошиванием отверстия пуансоном (вид м). Уменьшение в полых заклепках сечения, работающего на срез, вообще очень незначительное (если диаметр внутреннего отверстия <0,5 диаметра заклепки), можно устранить применением уплотняющих пуансонов, оставляемых в заклепке (виды н, о).

При горячем клепании предпочтительнее головки с плоской опорной поверхностью или с углом потая более 75° (виды и, к). При малых углах в склепываемых деталях на участках потая возникают высокие напряжения смятия и разрыва, сила же стяжки уменьшается.

При холодном расклепывании благоприятное влияние на прочность соединения оказывает нагартовка заклепки силой расклепывания, сопровождающаяся упрочнением материала заклепки.

В машиностроении применяют преимущественно холодное клепание, так как главный смысл применения заклепочных соединений здесь состоит в устранении теплового воздействия и получении прочных соединений деталей без нарушения точности их размеров и взаимного расположения.

На заклепках крепят, например, противовесы к щекам коленчатых валов, венцы зубчатых колес к дискам, облицовочные листы к массивным деталям, фрикционные накладки к дискам сцепления и тормозным колодкам. Заклепками соединяют легкие листовые конструкции, например, штампованные сепараторы шариковых подшипников.

Ввиду отсутствия теплового воздействия, простоты и высокой производительности холодное клепание во многих случаях вытесняет горячее даже при соединении листов и деталей больших сечений.

В соединениях, работающих при высоких температурах, холодное клепание нецелесообразно, так как высокие температуры снимают нагартовку и уменьшают силу стяжки, полученную при клепании.